Всем доброго дня.
Середина лета, многие отдыхают в поездках и на природе. И совсем не думают о школе или учебе. И отдых важен.
И все же сегодня я хочу поговорить о грамотности. «Зачем мне быть грамотным?» — спрашивают меня многие ребята, особенно подростки 12-14 лет. Это понятно.
У младших школьников в этой теме нет выбора: мы учим русский и точка.
У пятиклассников такого вопроса тоже не возникает: их основная задача — освоиться в среднем звене.
У старшеклассников тоже выбора нет: балл любой аттестации зависит от грамотности.
А вот ученики 6-8 класса, если дома не говорят про ценность родного языка, могут задаваться таким вопросом. И это может быть одной из причин снижения мотивации к обучению и успеваемости в этом возрасте.
Итак, зачем же быть грамотным?
1. Начну с моей любимой нейрофизиологии.
В основе грамотности каждого человека всегда есть несколько важных моментов в развитии тела и мозга, без которых она не формируется.
Самый первый — это общая двигательная (моторная) координация. Сюда входит и гибкость, и ловкость, и сбалансированность движений, и умение держать равновесие, и глазодвигательную скоординированность.
Второй — это целостная работа всех структур мозга в соответствии с возрастом ученика. Это и межполушарные связи, и лимбическая система, и вестибулярный аппарат, и все три блока мозга по А.Р.Лурия и далее.
Третий: РЕЧЬ! Как устная, так и письменная… и тут внимание; только ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ запускает развитие множества нейронных сетей в головном мозге, особенно в наше время гиподинамии.
Итак, для формирования грамотности человеку важны:
1. общее двигательное развитие,
2.развитие всех структур мозга,
3.развитие речи
И развивая в себе грамотность, я совершенствую физиологические ресурсы, что заложены природой. Это значит, что на долгие годы сохраняется здоровье и ясность ума человека.
2. Есть еще поведенческие причины, почему важно быть грамотным.
Самая очевидная: это взаимодействие с другими людьми. Чем грамотнее человек, тем легче он находит темы для общения в любом обществе. Я довольно часто наблюдаю недоумение многих родителей подростков, которые прошли разные курсы по лидерству: навыки коммуникации, вроде бы, как есть, а мало общения. Так вот грамотность как владение разными темами определяет успешность в общении и переговорах.
Еще одна причина: возможность выбора.. Чем выше у ребенка грамотность, тем легче ему самому определить «что такое хорошо и что такое плохо». И значит, сделать выбор в пользу хорошего.
Так же грамотность влияет на успешность в профессиональной деятельности у взрослых и на выбор направления в профориентации у подростков.
3. Еще немного про личностное развитие и связь грамотности с ним.
- Грамотность формирует самостоятельность в ребенке (при разумных методах воспитания) и чувство ответственности.
- Она расширяет кругозор и в то же время формирует границы личности
- Совершенствует навыки планирования и целеполагания
- Помогает понять свои ценности, взгляды и убеждения, что формирует «стержень» личности
- Формирует умение контролировать и управлять своими чувствами, делами, временем и другими людьми
Что входит в грамотность:
- понимание и использование правил написания и произнесения слов и речевых оборотов
- понимание и употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов и других «украшений» речи
- умение планировать структуру высказывания
- понимание результатов высказывания для себя и собеседника
И два слова про функцию Т9.
Она имеет значение для скорости набора идей и мыслей, совсем не для повышения уровня грамотности.
Вот так кратко о том, зачем каждому быть грамотным. И даже выгодно.
Что думаете вы?