Одна из основных потребностей подростка — общение. И это не случайно, так как в этот период решается важная задача: понять, кто Я. А также ответить на вопросы:
— какой я, и каким меня видят другие,
— как мне быть принятым обществом и как вести себя с людьми,
— чем я похож на другого и в чем разница между нами.
В свете стремительного распространения мировой сети Интернет, бОльшую часть времени современный подросток пребывает на его просторах. Эта сеть — замечательная возможность быстро обмениваться информацией, узнавать много нового о чем угодно. И это неоценимый плюс научного прогресса для тех, кто умеет им пользоваться и подчиняет его своим интересам.
Однако, далеко не все подростки имеют понимание того, какие у него есть возможности, сидя в обнимку с любимым гаджетом.
Вчера наблюдала ситуацию: в молодежном кафе две девочки лет 17 сидели за столом, выложив свои любимые чудеса широко известной компании на стол. Выглядели они прилично, но их «общение» было практически сведено на нет, а редкие реплики оставляли желать лучшего. Сначала одна учила другую играть в новомодную игру, после чего обе замолчали и каждая углубилась в свой «мир». Так продолжалось около часа. Они периодически обменивались короткими фразами, но они скорее напоминали разговор с самим собой:
— Что это за ерунда?..
— Тут тоже ерунда какая-то!.. — Молчание.
— Аааа… ну что за …? — Тишина.
— Ну надо же!…
И такую картину приходится наблюдать часто. С одной стороны, погрузиться в игру или зависнуть в контакте — возможность дать голове переключиться на что-то и отдохнуть от учебы, с другой стороны — такое общение напоминает мне катастрофу. Ведь происходит вытеснение жизненно важного общения детей в подростковом возрасте.
О чем в первую очередь стоит задуматься и взрослым, и подросткам при общении через барьер экранов и расстояний
Во-первых, у большинства людей есть привычка в своем воображении представлять себя лучше, чем есть на самом деле. В своих мечтах люди хотят быть намного привлекательнее, интереснее, добрее, сильнее, остроумнее, чем в реальной жизни.
И, с одной стороны, это хорошо, есть к чему стремиться. Но порой человеку очень сложно пропустить в свое сознание то, что со стороны он на самом деле не такой, каким себя представляет. А уж тем более начать с этим разбираться. Часто для решения некоторых проблем человека в общении, в работе, в семье специалистам приходится работать над осознанием им расхождений между представлениями о себе и тем, каким его видят другие. Представьте, до какой степени может искажаться еще несформировавшееся представление о себе у подростка, когда он тонет в виртуальном общении? Развивается, возможно, его воображение, память, внимание, чувство юмора и многие другие функции и чувства. Но в таком общении очень велик риск развития неадекватного, иллюзорного представления о себе, своих талантах и возможностях. Вплоть до потери своей индивидуальности.
Во-вторых, при частом общении в блогах, социальных сетях, различных почтовых системах, не тренируется умение работать с невербальной информацией: умение распознать жесты, мимику, позу. В виртуальном общении нет и устной речи: звуков голоса собеседника, тембра, темпа, интонирования. Кроме того, не развивается умение управлять своим голосом, эмоциями, жестами, телом. Разумеется, есть возможность видеообщения, но и оно происходит с искажением.
Уже эти две причины приводят к тому, что подростки, общаясь преимущественно в сети, теряют возможность качественно прожить так называемую САМОидентификацию (ответа на вопрос «кто я», «какой я», «в чем моя сила и слабость»).
Эти молодые люди – будущие взрослые, сами ограничивают развитие своего Эмоционального интеллекта, за которым, по мнению многих современных западных исследователей и практиков, стоит будущее.
Эмоциональный интеллект – это способность человека управлять своими эмоциями, распознавать эмоции и чувства других людей, умение выстраивать эффективные коммуникации. Ценность высокого эмоционального интеллекта возрастает с каждым днем. В ходе учебы его пользу для ученика не приходится доказывать. Также как и в работе: добивается успеха и развивается в компании, (а тем более в бизнесе, фрилансе) тот, кто знает себя, умеет управлять своими эмоциями и поведением. А кроме того может влиять на других людей в реальной ситуации общения.
Вот почему современным родителям и подросткам стоит задуматься о дозированном общении с гаджетами и сконцентрироваться на возможностях развития качественных навыков естественного общения в реальной жизни, общения с «живыми» людьми.