Советы родителям первоклашек. Публикация в газете «Вечерний Екатеринург», автор Надежда БАЯНДИНА, 16 августа 2016
До первого звонка, который ознаменует переход вчерашнего детсадовца в статус школьника, остаются считанные дни. Тем не менее, за столь короткий срок ещё можно успеть сделать с десяток дел, которые облегчат любимому чаду период адаптации к школе, — уверена учительница начальных классов, детский нейропсихолог Ольга БЕЛЯШОВА. В преддверии Дня знаний Ольга Александровна дала родителям первоклашек ценные советы.
Познакомьте ребёнка со школой.
Выберите день и прогуляйтесь с будущим первоклассником к месту его учёбы. Покажите ему путь от вашего дома к школе и обратно. Проведите небольшую экскурсию по образовательному учреждению (если получится договориться с охраной). Пусть ребёнок увидит раздевалку, классы, туалет, школьную столовую, библиотеку и спортивный зал. Тогда он не растеряется в первый учебный день.
Создайте положительный эмоциональный настрой на учёбу.
Вспомните свои школьные праздники, первую учительницу, приобретённых за годы учёбы друзей. Полистайте вместе с ребёнком ваш школьный фотоальбом. Расскажите, как приятно чувствовать себя школьником. И сами при встрече со знакомыми гордо говорите: «Мой сын (дочь) идёт в первый класс!»
— Многие родители начинают стращать ребёнка: «Читай, а то двойки мне будешь приносить» и тем самым допускают грубую ошибку, — продолжает Ольга Беляшова. — Важнее акцентировать его внимание на процессе учёбы («ты узнаешь много нового, научишься интересным вещам» и т. п.), а не на хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят. Также ни в коем случае не ведите при ребёнке разговоры о том, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, «бедненький, теперь и у тебя начинаются трудовые будни», не обсуждайте при нём предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров. Не пугайте школой даже в шутку!
Привлеките ребёнка к покупке школьных принадлежностей.
Доверьте будущему первокласснику выбор школьного портфеля или рюкзака, дневника, пенала и других школьных принадлежностей (по предварительно составленному вами списку). Так вы начнёте постепенно приучать ребёнка к тому, что он тоже может делать выбор, пусть пока небольшой.
Поиграйте «в школу».
В школе есть правила, которые необходимо выполнять: приходить в класс до звонка; вставать из-за парты, когда разрешит учитель; поднимать руку перед тем, как ответить на вопрос и т. д. Без понимания этих элементарных законов ребёнку будет трудно. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и следовать правилам, поиграйте с ним в игры. Подойдут любые командные, а также сюжетно-ролевые (вы — учитель, а он — ученик).
Составьте новый режим дня для ребёнка.
Расскажите ему о том, во сколько он будет вставать, как долго находиться в школе, когда ложиться. Попробуйте пожить несколько дней в этом режиме. С началом учёбы возьмите за правило расписывать школьный график на неделю и размещать его на самом видном месте. Расписание поможет организовать ребёнка, который привык проводить своё время совершенно по-другому.
Подружите будущего первоклассника с часами.
Ориентация во времени — необходимый для школы навык. Если ваш малыш ещё не разбирается, который час, — научите его этому. Он должен знать, что значит четверть часа, полчаса, час. Повесьте в детской большой циферблат. Во время чтения, игры или еды поставьте часы на стол и обратите внимание ребёнка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.
Организуйте «рабочее место».
Это может быть даже обеденный стол (за отсутствием какого-либо другого), но с условием, что в определённые часы он становится для ребёнка «рабочим». Расскажите будущему первокласснику о том, что здесь могут быть только школьные принадлежности (никаких кукол и машинок!) и о том, как важно поддерживать на столе порядок. Это дисциплинирует.
Проверьте знание первоклашкой информации о себе и родителях.
Будущий первоклассник должен знать собственные имя, отчество и фамилию, а также ФИО своих родителей. Кроме того, он должен выучить адрес проживания и контактные телефоны для связи с родителями.
— Конечно, большинство современных первоклашек «вооружены» мобильниками, и это неплохо. Однако сотовые телефоны имеют свойство разряжаться, ломаться и теряться. То же, что хранится в собственной, а не телефонной памяти, — там и останется, — констатирует нейропсихолог.
Потренируйте внимание и память ребёнка.
Внимание и память сильно влияют на успеваемость. Тренировать их можно начинать уже с 4 лет и продолжать делать это в процессе учёбы в школе. Используйте картинки из серии «Найди 10 отличий». Предлагайте за определённое время зачеркнуть как можно больше букв «с» (или «а», «б», «в»…), встретившихся в предложении. Играйте в игры на наблюдательность.
Например, в игру «Что изменилось?» Суть в том, чтобы внимательно посмотреть на человека (комнату), закрыть на минуту глаза, а потом рассказать, что поменялось (у человека, возможно, за это время расстегнулась пуговица, а из комнаты «пропала» какая-нибудь игрушка).
Старайтесь не переусердствовать с занятиями.
За оставшееся время глобальных изменений не произойдёт. А если будете наседать на будущего первоклассника с чтением, письмом и счётом, то вызовете у него отрицательные эмоции по поводу школы.
Не возбраняется немножко почитать или порешать несложные примеры, но всё это должно происходить в игровой форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Узнавая материал, они стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, которую они потом смогут проявить на уроках.
Вопрос дня
Как привить ребёнку любовь к учёбе?
Учительница начальных классов, детский нейропсихолог Ольга БЕЛЯШОВА:
— Задаться этим вопросом следовало гораздо раньше, но научиться любить знания никогда не поздно.
Желание идти в школу определяется наличием мотива. Чтобы он появился, расширение кругозора должно стать для ребёнка потребностью. Такой же, как еда или сон. Здесь в более выигрышном положении оказываются дети, перед глазами которых есть пример жаждущих знаний родителей (тех, что постоянно чему-то учатся, раскладывают вокруг себя чертежи, таблицы и прочие наглядные пособия, общаются друг с другом на интересные темы).
Очень важно ходить с ребёнком на выставки, в музеи, в походы, в любые места, нахождение в которых способствует расширению кругозора, объясняя то, что осталось непонятым. Важно играть в сюжетно-ролевые игры (в магазин, больницу, полицию и т. д.) Задавать задачи на развитие внимания, памяти и мышления.
Среда обитания тоже должна стимулировать интерес к получению знаний: с этой целью можно развесить на стенах репродукции картин художников, географические карты, информационные плакаты и прочее.
В сочетании с развитыми интеллектом и волей высокая мотивация к учёбе обеспечит не только хорошие оценки, но и — что особенно ценно — успешность в жизни.