Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
Конфликты с педагогами.
Главное – не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д.
Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
Конфликты с родителями.
Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
Пробелы в ранее усвоенных знаниях.
Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному, помогите ему сами, наймите репетитора.
Неумение организовать свою домашнюю работу.
Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
Отвлекающие факторы.
Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
Нежелание работать (выполнять нудные задания учителей, например).
Часто лечится наказанием. Вероятный результат: нежелание работать удваивается. Надо попробовать найти способы превратить обучение в процесс, приносящий удовольствие.
Неблагоприятная обстановка в семье.
В вашей семье всё хорошо? Если да, это замечательно. Но всё-таки следует подумать над тем, стоит ли обсуждать (особенно осуждать в присутствии ребёнка) неуспевающих детей из неблагополучных семей.
Отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
Проблемы с развитием внимания и памяти.
Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться с психологом?
Личные проблемы.
«Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
Ребёнок не был подготовлен к школьному обучению.
Возможные лекарства: мастерство педагогов (дефицитное средство, в аптеках не продаётся, да и не в каждой школе имеется достаточное количество этого чудодейственного препарата); вы сами займётесь ребёнком (очень эффективно, но требует временных и эмоциональных затрат).
Ребёнок часто болеет.
Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
Недостаточный профессионализм педагога.
Компенсируется стремлением ребёнка получить знания.
А вообще ответственность за учебу начинается там, где есть:
- интерес,
- востребованность того, чему учат,
- ненасильственность.
Причем востребованы могут быть даже не сами знания, а элементарный повод получить похвалу. Или сделать красиво. Так что достаточно закономерно, что девочкам чаще бывает интересно учиться, а мальчикам — нет. Склад характера не тот.
Есть еще один способ подтягивания ученика – «эффект Пигмалиона». Заключается он в вере взрослого и терпеливом ожидании. Родители и учителя, верящие в неуспевающего ученика, потерявшего интерес к учёбе, уподобляются Пигмалиону, создавшему статую и вдохнувшему в неё жизнь.
Автор: Андрей Тазов