Талант – не газон, чтобы его регулярно стричь!

  • Мам, а почему птицы летают?
  • Потому что у них есть крылья.
  • А шарики почему?
  • Потому что воздушные.
  • С воздухом?
  • Да.
  • Мы им дышим?
  • Да.
  • А почему мы не летаем?
  • Потому что не летаем. Вырастешь – узнаешь.

И разговор мамы и дочки лет 4-5, случайно услышанный мною в электричке, на этом закончился. Мама принялась звонить по телефону, девочка отвернулась к окну. Маленький эпизод, характеризующий родительскую позицию «Отстань!».

Возможно, если бы молодая мама знала, что сейчас помешала  познавательной потребности ребенка, от силы и степени удовлетворения которой зависит развитие одаренности, она поступила бы иначе. Эти сотни «почему», это пыхтение над никак не поддающейся обратной сборке только что разобранной игрушкой – надо иметь ежедневный запас терпения, вагон времени и тонну доброжелательности.

А иметь их надо. Если хотите развить способности ребенка – не мешайте пытливости его ума, желанию докопаться до истинной причины всего. Одаренные дети не всегда самые быстрые в запоминании нового, легкие в общении, покладистые и милые. Они разные. И способности проявляют в разных сферах.  Одинаковы они в одном: в своей упорности в познании мира.

Такой ребенок может быть неудобным. Пора спать – а он рисует и рисует. Поет и поет. Сочиняет и сочиняет. Вариантов много.

Он не вписывается в рамки стандартов. Рассуждает на темы, неинтересные его сверстникам. На вопросы воспитателей отвечает раньше всех, иногда не дослушав вопроса. Другие дети не понимают его и не хотят с ним играть.

Этот ребенок очень сильно переживает, когда у него что-то не получается, с трудом переключается на другое.

Но особенно опасны для него две противоположности: полное равнодушие и требование успехов.

 

Алена очень любила сказки и в 5 лет начала сочинять свои. Она рассказывала их младшей сестренке, в детском саду. Потом начались стихи. Алениной маме говорили, что у девочки литературные способности. Спрашивали, записывает ли она стихи дочки. Мама очень удивлялась: «Зачем?» Став старше, Алена уже стеснялась своих стихов. А потом мама начала упрекать ее: «Опять ерундой занимаешься! Лучше бы в комнате прибрала». И Алена окончательно поняла: ее стихи – никчемная ерунда. И стала фармацевтом.

 

Митя пел всегда. Мама с бабушкой были счастливы: у мальчика слух и голос. В детском саду ни один утренник не проходил без сольной партии Мити. Бабушка плакала, мама радовалась. В музыкальной школе мама потребовала особого внимания к сыну – у него голос, он готовится к  консерватории. В школьном хоре – только солист, и репертуар лучше подобрать под него. Никто не мог быть лучше Мити. Второе место в конкурсе –  происки. Неудачное выступление – надо сменить педагога. «Тебя ждет Ла Скала!» — хором твердили бабушка с мамой. Консерваторию Митя закончил, поработал в театре оперетты и ушел. Думает заняться бизнесом.

 

Получается, непростое это дело – выбрать семейную стратегию для развития детской одаренности. Психологи проводили интересный эксперимент: они собрали детей с мамами и попросили подождать начала тестирования в комнате, где было много головоломок, художественных альбомов, интересных книг, красок.  Психологов интересовало, какую линию поведения выберут мамы на время этого ожидания.

 

Линий поведения оказалось четыре:

  • прямое воспитание – такие мамы сразу начинали руководить своим ребенком, заставлять открыть определенную книгу или сесть рисовать,
  • перекладывание ответственности – здесь мамы искали кого-нибудь из организаторов эксперимента и спрашивали, что нужно делать,
  • саморазвитие – эти мамы находили в комнате интересную им самим книгу и погружались в чтение или с удовольствием листали альбом,
  • ожидание – мамы просто сидели и ждали и требовали того же от детей.

 

Проведенное затем тестирование одаренности детей показало, что уровень развития способностей гораздо выше у тех детей, мамы которых избрали третью линию поведения: в комнате ожидания занимались тем, что было интересно им самим. Их дети росли в атмосфере ценности знаний и уважения к разнообразию интересов и свободе их проявления родителями.

 

Так что хотите развивать таланты ребенка – развивайте свои. Это будет лучшим стимулом.

С уважением к вашим талантам – София Шапотайло (Аяр), практикующий психолог.

Талант – не газон, чтобы его регулярно стричь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
больше...
 
Пролистать наверх