- Мам, а почему птицы летают?
- Потому что у них есть крылья.
- А шарики почему?
- Потому что воздушные.
- С воздухом?
- Да.
- Мы им дышим?
- Да.
- А почему мы не летаем?
- Потому что не летаем. Вырастешь – узнаешь.
И разговор мамы и дочки лет 4-5, случайно услышанный мною в электричке, на этом закончился. Мама принялась звонить по телефону, девочка отвернулась к окну. Маленький эпизод, характеризующий родительскую позицию «Отстань!».
Возможно, если бы молодая мама знала, что сейчас помешала познавательной потребности ребенка, от силы и степени удовлетворения которой зависит развитие одаренности, она поступила бы иначе. Эти сотни «почему», это пыхтение над никак не поддающейся обратной сборке только что разобранной игрушкой – надо иметь ежедневный запас терпения, вагон времени и тонну доброжелательности.
А иметь их надо. Если хотите развить способности ребенка – не мешайте пытливости его ума, желанию докопаться до истинной причины всего. Одаренные дети не всегда самые быстрые в запоминании нового, легкие в общении, покладистые и милые. Они разные. И способности проявляют в разных сферах. Одинаковы они в одном: в своей упорности в познании мира.
Такой ребенок может быть неудобным. Пора спать – а он рисует и рисует. Поет и поет. Сочиняет и сочиняет. Вариантов много.
Он не вписывается в рамки стандартов. Рассуждает на темы, неинтересные его сверстникам. На вопросы воспитателей отвечает раньше всех, иногда не дослушав вопроса. Другие дети не понимают его и не хотят с ним играть.
Этот ребенок очень сильно переживает, когда у него что-то не получается, с трудом переключается на другое.
Но особенно опасны для него две противоположности: полное равнодушие и требование успехов.
Алена очень любила сказки и в 5 лет начала сочинять свои. Она рассказывала их младшей сестренке, в детском саду. Потом начались стихи. Алениной маме говорили, что у девочки литературные способности. Спрашивали, записывает ли она стихи дочки. Мама очень удивлялась: «Зачем?» Став старше, Алена уже стеснялась своих стихов. А потом мама начала упрекать ее: «Опять ерундой занимаешься! Лучше бы в комнате прибрала». И Алена окончательно поняла: ее стихи – никчемная ерунда. И стала фармацевтом.
Митя пел всегда. Мама с бабушкой были счастливы: у мальчика слух и голос. В детском саду ни один утренник не проходил без сольной партии Мити. Бабушка плакала, мама радовалась. В музыкальной школе мама потребовала особого внимания к сыну – у него голос, он готовится к консерватории. В школьном хоре – только солист, и репертуар лучше подобрать под него. Никто не мог быть лучше Мити. Второе место в конкурсе – происки. Неудачное выступление – надо сменить педагога. «Тебя ждет Ла Скала!» — хором твердили бабушка с мамой. Консерваторию Митя закончил, поработал в театре оперетты и ушел. Думает заняться бизнесом.
Получается, непростое это дело – выбрать семейную стратегию для развития детской одаренности. Психологи проводили интересный эксперимент: они собрали детей с мамами и попросили подождать начала тестирования в комнате, где было много головоломок, художественных альбомов, интересных книг, красок. Психологов интересовало, какую линию поведения выберут мамы на время этого ожидания.
Линий поведения оказалось четыре:
- прямое воспитание – такие мамы сразу начинали руководить своим ребенком, заставлять открыть определенную книгу или сесть рисовать,
- перекладывание ответственности – здесь мамы искали кого-нибудь из организаторов эксперимента и спрашивали, что нужно делать,
- саморазвитие – эти мамы находили в комнате интересную им самим книгу и погружались в чтение или с удовольствием листали альбом,
- ожидание – мамы просто сидели и ждали и требовали того же от детей.
Проведенное затем тестирование одаренности детей показало, что уровень развития способностей гораздо выше у тех детей, мамы которых избрали третью линию поведения: в комнате ожидания занимались тем, что было интересно им самим. Их дети росли в атмосфере ценности знаний и уважения к разнообразию интересов и свободе их проявления родителями.
Так что хотите развивать таланты ребенка – развивайте свои. Это будет лучшим стимулом.
С уважением к вашим талантам – София Шапотайло (Аяр), практикующий психолог.