Свобода и дисциплина

Свобода или дисциплина?

Перевод статьи Монтессори-педагога АМI и журналиста
Марси Хоган (Сакраменто, штат Калифорния).

Свобода и дисциплина — это два слова, которые обычно не используются вместе, по крайней мере, в отношении детей. Это кажется нелогичным: как можно, дав детям свободу, поддерживать дисциплину, как можно быть дисциплинированным и свободным одновременно? Принято считать, что дети могут «вести себя хорошо» только в условиях строгой дисциплины, то есть когда у них забирают свободу поведения – такова позиция традиционной школы. Но Мария Монтессори обнаружила, что два этих понятия: свобода и дисциплина – они, действительно, идут рука об руку.

В традиционных школах дисциплину поддерживает учитель теми ограничениями, которые он налагает на поведение ребенка. Чувства ребенка и мотивы его поведения здесь не учитываются. Он должен делать то, что сказал учитель, он должен подчиняться беспрекословно. Однако, дисциплина – это внутреннее состояние, это то, что должно приходить изнутри. Чтобы достичь такой «внутренней» дисциплины, конечно, нужно гораздо больше времени, чем просто сказать ребенку: «Сядь и замолчи». И конечно, во втором случае в ход идут наказания и угрозы (как иначе?)

Но «внутренняя» дисциплина – это то, что не требует постоянного поддержания извне, она имеет более долгоиграющий эффект, и потому она более выгодна окружающим. И этот уровень дисциплины не может быть достигнут с помощью команд и угроз. Она требует свободного проживания ее необходимости.

В маленьком ребенке идет сложная работа по обретению контроля над самим собой, своим телом, своими движениями. Бесполезно призывать ребенка к «порядку», невозможно требовать, чтобы «он сидел на месте», потому что у него нет такой степени самоконтроля и такой самокоординации, которые бы позволили ему подчиниться такой команде. В этот период ребенок больше всего нуждается в нашей помощи и заботе, а не в попреках в его «недисциплинированном» поведении («Веди себя хорошо!»).

Ребенок должен испытать свободу передвижения и возможность выбора деятельности по своему усмотрению. Двигаясь свободно, работая так или иначе на свое усмотрение (будь то в классе Монтессори или помогая по хозяйству у себя дома, в своих собственных играх) он развивает себя физически: научится контролировать свои мышцы и координировать свои движения. Он так же развивает себя умственно и эмоционально. В своей деятельности он учится ставить и разрешать проблемы, он сам планирует свое время и придумывает, как его провести, от проверяет, как реагируют окружающие на тот или иной его поступок ( для него важны и положительные, и отрицательные социальные сигналы).

Конечно, такая свобода требует некоторых ограничений, но эти пределы устанавливаются буквально несколькими простыми правилами поведения, которые просто обозначат границу, когда поведение ребенка становится неприемлемым для окружающих и опасным для него. И конечно же, нам нужно объяснить ребенку эти правила таким образом, чтобы их смысл был ПОНЯТЕН ребенку. Потому что любому из нас легче следовать правилам, если нам понятны вводимые ими ограничения, понятны причины ограничений.

Это справедливо и для детей, и для взрослых. Эти правила испытаны естественным путем, они помогают ребенку отследить причинно-следственные поведенческие связи. Благодаря им он имеет возможность продумывать свое поведение и прогнозировать его последствия, и это позволит поступать ему продуманно и МУДРО.

И сначала мы, родители и педагоги, устанавливаем эти вполне щадящие и разумные поведенческие рамки, но со временем мы должны прийти к тому, что мы сможем передать ответственность за свое поведение, а также право свободы выбора поведенческой модели непосредственно ребенку.

Но единственный способ научиться принимать ответственные решения – через практику, это тот навык, которому нельзя научиться с учебника. Он приобретается только путем проб и ошибок. И вот право свободного прохождения этим путем мы должны предоставить ребенку.

Только через эту свободу ребенок может научиться дисциплинировать себя, управлять собой, своими эмоциями, своим телом, своими движениями. Только через этот путь он научиться уважать себя и других, уважать свои решения. Он разовьет свой собственный внутренний компас, благодаря которому ребёнок сможет сам определять, как ему стоит себя вести в той или иной ситуации, что правильно или неправильно для него. И этот компас будет работать очень точно, очень верно, не нуждаясь ни в угрозах, ни в поощрении, ни в наказании.

Свобода и дисциплина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
больше...
 
Пролистать наверх