Добрый день, уважаемые родители!
Недавно на мою почту сразу от нескольких родителей пришли примерно одинаковые запросы. Суть их вот в чём:
«Я читала много о том, что ребёнку нужно выставлять рамки и показывать его границы. Я знаю, что чтобы ребёнок не попал в зависимость, нужно давать ему свободу… На КАК сочетать свободу и границы в воспитании так, чтобы «не передавить и не разбаловать?» — одна из мам задаёт конкретный вопрос.
Предлагаю с этим сегодня поразбираться…
Понятие свободы у каждого своё, согласитесь?
Для кого-то это умение высказывать свой взгляд на те, или иные события.
Для кого-то свобода – это просто иметь своё мнение.
Для кого-то свобода – это жизнь без обязательств.
Для кого-то свобода – это делать то, что любишь.
И так можно много понятий обозначить. В чём-то они будут совпадать, в чём-то разниться.
В любом случае свобода как черта характера формируется при наличии трёх важных условий:
Первое – это наличие опыта.
Возможность наблюдать, анализировать, выделять важное и отличительное в предмете или вещи, получение информации и знаний о качествах этого объекта и возможности применить его в разных условиях.
Взаимодействие с предметами, их свойствами, с людьми и их особенностями, понимание своих чувств и реакций на события, происходящие в жизни…
Все это и вместе, и по отдельности даёт возможность и ребёнку, и взрослому человеку создавать полноценную и объёмную картинку мира, которая показывает каждому возможность множества вариантов решения дел, интересов.
Чем больше у человека знаний, которые он получил из наблюдений, исследований, экспериментов, тем легче ему выстроить взаимодействие с собой и окружающим миром.
Во-вторых – это возможность выбора. В играх, в еде, в поступках.
Это, вероятно, самое понятное для родителей условие. И в нём важно учитывать бережное отношение к самому себе, к другим людям, к окружающему миру.
В-третьих, для формирования понимания свободы и у ребёнка, и у взрослого важно иметь опору.
Сначала, в детстве, это наши родители и наша семья. Впоследствии – это наши знания, умения и представления о мире и самом себе.
В юношеском и уже взрослом возрасте — это уже опора на самого себя, своё умение принимать те или иные решения и нести за них ответственность.
Эти три компонента: выбор, опыт и опора — являются самыми главными и взаимосвязанными условиями формирования свободы в каждом ребёнке.
Что ещё важно учитывать при воспитании свободы у ребёнка:
1. Формирование её у ребёнка происходит на всех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном.
Это значит, что если у ребёнка есть общая моторная неловкость, то ждать от него свободомыслия и красноречия не имеет смысла.
Ребёнок, который зажат в своих чувствах, не понимает, что с ним происходит и по какой причине, так же будет стесняться в проявлении себя и своих лучших качеств.
2. Формирование чувств свободы должно соответствовать возрасту ребёнка. Второклассник, заявляющий о том, что в школу он больше не пойдёт, скорее всего, устал и капризничает, а не просто вольнодумствует.
3. Свобода ребёнка напрямую связана с его ответственностью. Без ответственности, без выполнения домашних обязанностей, без небольших поручений ребёнку для помощи домашним практически невозможно в ребёнке воспитать то состояние свободы, которое отличает взрослого и осознанного человека от бесшабашного пустозвона.
И ещё небольшая ремарка: как воспитывать свободу у ребёнка дома ежедневно и … с радостью.
Ведь только при системном взращивании с любовью из маленького зёрнышка может вырасти не сорняк, а красивый цветок!
Я желаю вам интересного и плодотворного общения с вашими детьми!
С уважением, Ольга.
Если у вас есть вопросы или идеи по этой теме, то пишите мне по адресу: oabel@nashydety.com