Доброго времени суток, дорогие читатели!
Казаки-разбойники… Кто из вас не слышал об игре с таким завлекательным, почти сказочным названием? Все, конечно, слышали, а кое-кто, возможно, и играл. Но скорее всего, не совсем так, как играли наши предки, ведь игра эта очень старинная, а подлинные правила ее сейчас уже забылись. Постараюсь их вам напомнить.
Причины популярности игры
Как уже было сказано, игра «Казаки-разбойники» очень-очень старая. Но почему же игра в разбойников оказалась такой популярной, что прошла через несколько столетий?..
Совершим небольшой экскурс в историю. Давным-давно в разбойники часто шли разоренные помещиками крестьяне. И в глазах простых людей 17-18 века они оказывались кем-то вроде Робин Гуда — мстителями за угнетенное положение народа, личностями, отстаивающими человеческие права простолюдинов, своеобразными героями.
Правила игры в «Казаки-разбойники»
В казаки-разбойники могут играть и мальчики и девочки вместе. Если играете на природе, то лучше всего, чтобы вас было не меньше четырнадцати человек, а если во дворе, то можно играть и вдесятером. Это зависит от величины двора и наличия в нем укромных мест для прятанья. Однако чем больше соберется народу, тем игра бывает интереснее!
Как во время игры отличить казаков от разбойников, то есть своих от чужих? Очень простой вариант — одной из команд надеть головные уборы, в то время когда игроки второй команды остаются с непокрытыми головами.
А теперь, непосредственно, правила.
.Сначала договоритесь о том, где вы будете играть и до каких границ можно прятаться. Самые лучшие места для игры те, где есть побольше кустов, деревьев, каких-нибудь оврагов, зарослей высокой травы и других укрытий. А чтобы все не разбрелись неизвестно куда, наметьте самую дальнюю границу, за которую нельзя убегать разбойникам. Эта граница должна быть четко обозначена — дорога или тропинка, начало леса, речка, овраг, изгородь и тому подобные естественные ориентиры. Вполне достаточно, если место для игры будет в длину около полукилометра, а ширина может быть и меньше.
Затем надо разделиться на две команды, по возможности, поровну. Если игроков нечетное число, то лишний игрок всегда должен играть за казаков — им труднее. После этого по желанию или по жребию решают, кто будет казаками, а кто разбойниками.
После жеребьёвки разбойники тотчас разбегаются кто куда, мгновенно исчезают из глаз.
А казаки первым делом должны выбрать подходящее место для «темницы», куда потом они будут приводить пойманных разбойников. Это может быть место около дерева, куста, столба или другого приметного ориентира. Хорошо, если с одной стороны темница будет защищена от нападения забором или стеною. Но конечно, нельзя ее устраивать в каком-нибудь сарае или в подъезде, а тем более в овраге — по крайней мере с трех сторон подходы должны быть удобными и открытыми. Темницу делают не очень большой, чтобы ее легче было охранять, но и достаточной, чтобы под конец игры в ней могли поместиться, даже усевшись, все пойманные разбойники. Границы ее надо чем-нибудь обозначить, например, палками или камнями. А лучше всего прочертить линию на земле.
Потом казаки расходятся во все стороны на поиски разбойников. Учтите, что разбойника надо не только найти или увидеть, но еще и догнать, и запятнать.
Как только первый из разбойников попался, поймавший его казак отводит пленного в темницу. Ведет он его, взяв за руку или за рукав, причем пленный разбойник должен идти смирно — вырываться он не имеет права. Но если казак почему-то сам отпустил разбойника, тот считается свободным и может убегать.
Приведя первого разбойника в темницу, казак остается его сторожить. Туда же приводят и остальных пойманных разбойников, оставляя их под охраной кого-то из казаков.
Главное же правило игры заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в темницу, то любой разбойник может подбежать и запятнать казака, и казак обязан отпустить
Но и казак, если он расторопный, может ухитриться первым запятнать разбойника, попытавшегося вызволить своего товарища. Если сумеет запятнать, то освобождение не считается, и сам освободитель тоже попадает в плен.
Разбойники могут освобождать своих товарищей даже из темницы. Только для этого им нужно запятнать уже не сторожевого казака, а самого пленного. Но этого еще мало. Сторож имеет право снова запятнать пленника, если тот зазевается и не успеет выбежать из темницы.
Если же казак еще раньше изловчится запятнать разбойника, пришедшего на выручку, то у него одним пленным станет больше. Также, если разбойник, чтобы освободить товарища, сам забежит в темницу, сам становится пленным. Сторожевой казак зорко следит за этим!
Как видите, роль караульщика очень важна и почетна — если он внимателен и ловок, то может здорово помочь своим товарищам. Ведь как ни говори, а переловить на воле всех разбойников очень непросто.
Игра заканчивается, когда всех разбойников переловят и посадят в темницу. А если еще не наигрались, то команды меняются местами: разбойники становятся казаками и наоборот.
В каждой команде есть атаманы — обычно наиболее опытные из ребят. Особенно важны обязанности казачьего атамана: в начале игры он направляет казаков на поиски, говорит, кому куда идти поодиночке, а куда целой ватагой, дает советы новичкам, кричит по ходу игры, кому куда бежать — в общем, старается, по своему разумению, помочь казакам одержать верх над разбойниками. Ну и сам, конечно, не только командует, но и ловит.
А разбойничий атаман советует, кому куда прятаться, отправляя подальше слабых игроков. Затем он прячется, как и все, но при случае составляет план и организует выручку разбойников.
Впрочем, назначать атаманов не обязательно, вполне можно играть и без них. Иногда для удобства атамана выбирают себе только казаки.
Хитрости игры для казаков
Игра будет интереснее, если использовать некоторые хитрости и приемы.
- Казаки могут затаиваться в укромных местах, чтобы высмотреть, где прячутся разбойники: где-то может шевельнутся ветка, треснуть сучок и т.д. После этого можно постараться незаметно прокрасться разбойнику в тыл и взять в плен, застав врасплох.
- Казакам следует не пропускать ни одного уголка, где могут укрыться разбойники. Особенно тщательно осматриваются кустарники, заросшие густой травой овражки, копны сена и другие места, где можно закопаться или залезть наверх.
-
Если среди казаков есть ребята или девочки помладше, то они могут выходить на поимку разбойников по двое. Так же, когда казак не уверен, что догонит убегающего разбойника, надо звать товарищей-казаков на помощь. А потом кто-то один отводит пойманного в темницу.
-
Если по дороге разбойники запятнали казака и пришлось отпустить пленного, он может тут же броситься вдогонку за кем-нибудь из них и попытаться снова запятнать. Преследовать лучше всего, конечно, того, кто не так быстро бегает. А можно сделать проще. Позвать еще одного казака и вести пленного вдвоем.
-
В самом начале игры казаки обычно идут редкой цепью, обыскивая и окружая ближайшие кусты и другие укрытия. Затем удаляются все дальше и дальше, вылавливая по пути скрывавшихся здесь разбойников. А разбойники, боясь попасться, тоже зачастую отходят, уползают, убегают все дальше и дальше. Поэтому самый большой улов бывает там, вдалеке. Хотя некоторые особо ловкие разбойники могут остаться не обнаруженными даже вблизи. Их казакам приходится искать дольше всех.
Немного о темнице. Когда один казак охраняет одного-двух разбойников, это не очень трудно. А когда наловили уже много, то лучше для охраны выделить двоих, а то и троих караульщиков. Разбойники, видя приближающегося товарища, стремящегося их освободить, не должны выбегать из темницы. Но вот казаки, охраняя их, могут бегать вокруг как хотят, отпугивая выручальщиков.
Хитрости игры для разбойников
Уточним одно правило: разбойник не имеет права перепятнать поймавшего его казака. Если казак до него дотронулся — всё, ступай с ним в темницу.
- Главное для разбойника — надежно спрятаться. Тут полный простор для выдумки и всяких неожиданностей. Кто умеет хорошо лазать по деревьям, может замаскироваться в ветвях, только не очень высоко и не на тонких ветках — лучше пусть отведут в темницу, чем отвезут в больницу. Можно спрятаться за толстым деревом или в густой траве, прикрыв себя сорванным пучком…
-
Самые быстрые из разбойников вообще могут не прятаться, а просто держаться подальше от казаков. Такие бегуны могут даже выручать товарищей, отвлекая внимание казаков, когда те подходят к чьему-нибудь убежищу.
-
Разбойники могут устроить засаду по пути к темнице, когда кого-то из товарищей поймали и ведут туда. Пленный разбойник, заранее знающий о засаде, проходя со своим конвоиром мимо этого места, отвлекает внимание казака каким-нибудь дурацким вопросом, показывает пальцем куда-то в другую сторону. Пока казак вглядывается, разбойник из засады подкрадывается к нему, пятнает и вместе с пленным удирает от опешившего казака.
-
Освобождать товарища из темницы можно по-разному. Если около темницы растет высокая трава или есть кусты, то можно попробовать незаметно, ползком подобраться поближе и, быстро выскочив, освободить пленного. Но опытные казаки обычно устраивают темницу на открытом месте. Кстати, в новой игре казакам не возбраняется переменить место темницы, если прежнее им не нравится.
Сами пленные могут помочь своему освобождению — например, протянув товарищу руку для запятнания, не заступая, конечно, за черту темницы.
Играть в «Казаки-разбойники» можно очень долго, особенно когда участвуют много ребят. Наловят казаки разбойников, а их опять освобождают! Если приходится расходиться, так и не доиграв, то казаки считаются проигравшими. Зато в следующий раз казаки без жеребьевки играют за разбойников. Чего точно не стоит делать, так это доигрывать игру на следующий день. Потому что пойманным придется опять садиться в темницу, а непойманным прятаться. Да и собраться в том же составе не всегда удается. Проще начать игру заново.