Чаще всего родители не могут понять причины капризов своих детей. Когда исчерпаны все видимые причины, родители, отчаявшись, списывают все на дурной характер ребенка, на избалованность и возрастные кризисы. Взрослые забывают, что ребенок – не только их дитя, но и творение природы. А природа, в свою очередь, диктует свои ритмы и требования… Малыш в окружающем его мире просто не находит то, что ему необходимо для развития.
Как понять, что нужно ребенку помимо удовлетворения его элементарных физических потребностей? Как учить и воспитывать малыша легко и непринужденно, с максимальной отдачей?
Обычно взрослые навязывают детям те занятия, которые считают полезными. Знания, которые ДАЮТ взрослые, ребенок зачастую НЕ БЕРЕТ, не усваивает.
Итальянский педагог и ученый Мария Монтессори НАБЛЮДАЛА за сотнями и тысячами детей, дав им СВОБОДУ ДЕЙСТВИЯ И ВЫБОРА. Эти наблюдения показали, что в развитии детей есть некоторые общие моменты. Примерно в одинаковом возрасте малыши начинали интересоваться какими-то определенными знаниями, предметами, видами движений, способами эмоционального реагирования.
Мария Монтессори предположила, что это связано с созреванием определенных участков головного мозга. Она выделила несколько таких периодов от рождения до шести лет и дала им название «сензитивных». Загадочное слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно чувствителен, восприимчив к определенному типу деятельности.
На пике сензитивного периода малыш может настолько концентрироваться на любимом деле, что, кажется, ничего в мире его больше не интересует. Здоровый ребенок постоянно жаждет знаний — важно уметь вовремя предложить ему актуальный материал. В тот момент, когда ребенок переживает определенный сензитивный период, он максимально легко усваивает огромное количество информации. Процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий.
Если использовать эти уникальные знания, можно предвидеть, какой сензитивный период вот-вот начнется у вашего малыша. Дайте ребенку свободу действия. Умейте наблюдать: что малышу интересно, к каким действиям он постоянно возвращается, повторяет их без устали, с огромным удовольствием. Известно, что воспитание на 90% состоит из предусмотрительности.
Важно! Сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются. Они универсальны: присущи всем детям без исключения. Временные рамки их можно предвидеть. Но, надо помнить: они индивидуальны и проходят у каждого по-своему.
Если ребенок в сензитивный период наталкивается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящий крах! Внешне это выражается в капризах и истериках.
Если ребенок делает что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то результат его работы будет менее эффективным или даже отрицательным. Или проявится намного позже. Поэтому к многочисленным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой!
Перечислим основные сензитивные периоды развития ребенка
от 0 до 6 лет
Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет
Самый продолжительный СП, начинается еще до рождения. Ребенок продвигается от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянно расширяет словарный запас. Примерно с 3,5 лет начинается период развития письменной речи. Прежде всего, ребенку важно научиться транслировать в мир СВОИ мысли, то есть писать. Малыш стремится воспроизводить буквы и цифры. Позже, примерно к пяти годам, наступает спонтанный интерес к чтению.
Сензитивный период порядка: от 1,5 до 4х лет
Для ребенка порядок совсем не то, что для взрослого. Это базовая стабильность окружающего мира. Это самоопределение «Кто я в этом мире?». Это естественные отношения между людьми. И еще много чего важного. Обучение поддержанию порядка – всего лишь одна из сторон этого СП.
Сензитивный период движений и действий: от 0 до 4х лет
Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, ползание, ходьба… Ребенок живет упражнениями в движении, постоянно усложняя их. Физическая активность – залог развития мозга ребенка. Поэтому любые занятия, ограничивающие малыша в движении в этом возрасте – преступление против его природы.
Сензитивный период мелких предметов: от 1,5 до 4 лет
Период развития мелкой моторики. На кончиках пальцев находятся рецепторы, которые посылают импульс в кору головного мозга. Развивается способность к мыслительным процессам. Вы наверняка слышали выражение «ум на кончиках пальцев».
Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет
В этот период происходит утончение восприятия органов чувств. Мария Монтессори говорит о том, что мышление развивается на основе сенсорного восприятия: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Сенсорика помогает сформировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. На базе сенсорных впечатлений ребенок учится сравнивать, анализировать, классифицировать.
Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет.
Ребенок усваивает нормы этикета, которые приняты в обществе. Сначала он подражает правилам культурного поведения, а затем вежливость становится свойством личности.
Если опоздать и не воспользоваться уникальными «окнами возможностей» в дошкольном возрасте, ребенок может потерять интерес к этому направлению на всю жизнь. А после шести лет даже вернуть ошибки этих периодов, что может проявится в самых неожиданных и неприятных формах. С этими последствиями мы зачастую сталкиваемся, когда ребенок идет в школу.
Не упустите шанс – такой дар природа больше не преподнесет человеку никогда!
Подробнее о каждом из сензитивных периодов читайте в следующих статьях!