Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых в известной мере ново для него. Причем это такие рассказы, которые ребенок слушает без иллюстраций, без помощи наглядности.
Это очень важно — понимать речь саму по себе. Ведь главное преимущество речи в том и состоит, чтобы тот, кто говорит, мог передать другому, слушающему, все, что он хочет передать, не пользуясь ничем, кроме речи, — ни жестами («Во-о-о-т какую рыбу поймал рыбак!»), ни картинками, ни игрушками.
Рассказы, с которыми взрослый обращается к детям, небольшие, короткие. Краткость их, однако, состоит не в том, чтобы в небольшом числе коротких предложений изложить какое-то понятное ребенку содержание. Краткость в самом содержании. Оно должно представлять собой последовательность нескольких простых событий, каждое из которых известно и понятно ребенку.
Когда взрослый рассказывает ребенку такие рассказы, он преследует цель научить ребенка воссоздавать в воображении ситуацию, о которой идет речь в рассказе. Поэтому такой рассказ для ребенка — это прежде всего та же картина, которую он воспринимает не зрительно, а через речь.
Вот, например, рассказ Л.Н.Толстого для детей:
«Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали».
Здесь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Ценность подобных рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постоянно приучает ребенка слушать и понимать все более сложные рассказы.
Характеристика речи детей 2-3 лет
Пассивный словарь
На третьем году жизни ребенок делает существенные шаги в понимании речи взрослых. Важно то, что не только увеличивается количество понимаемых слов, но и само понимание становится качественно иным.
Можно заметить: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы. Это значит, что он понимает уже не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он сейчас видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами.
Это очень важный момент в речевом развитии ребенка — он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.
Активный словарь
На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения – идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года – 300 слов, к трем годам – 1000 – 1200 слов.
Грамматический строй, связная речь
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно и с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему, как, где, зачем – не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители будут толково отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.
Основания для беспокойства:
- Стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.
- При появлении речевого подражания ребенок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает слово (девочка – «дека», купи – «пику»).
- Ребенок не строит предложения.
- Не использует глаголы.
- Строит предложения, но грамматически неправильно оформленные («Аня хочет нет»).
- Во время речи кончик языка высовывается между зубами.
- Звуки произносит с «хлюпанием» (эффект заложенного носа).
- Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «Я»).