Городской ребенок может искренне полагать, что у коровы растет коровенок, а у курицы — куренок. Его личные познания в области флоры и фауны ограничены кактусом на окне и соседскими кошкой-собакой (и то издалека). И неважно, что вы показывали ему картинки в книжке, вместе растили капусту в игре на планшете — это информация без приобретения своего собственного опыта. Как с таблицей Менделеева: вы ее в школе проходили, знаете, как она выглядит, а назовите-ка ряд галогенов.
Поэтому короткое уральское лето — лучшее время расширить знания ребенка о природе. Вариант с отдыхом на курорте юга с морем и песочком как лайт-вариант брать не будем. Да, здорово: море, солнце, рыбки диковинные. Но процесс изменений в природе, рост растений, поведение животных на курорте вряд ли изучишь. И расти бэбику все равно дома, в нашем климате, с нашими лесами-горами, в краю вечнозеленых помидоров. Так что на огород, в лес, на речку шагом марш!
ГОРОДИМ ОГОРОД
Дайте ребенку возможность самому принять посильное участие в садово-огородных работах. Не только смотреть, как из семечка проклевывается росток, как рассаду пересаживают в землю, как растение набирает силу. Пусть испачкается в земле, но пыхтит и делает сам. Зачем? Ну, во-первых, в более старшем возрасте такого энтузиазма у него не будет и на грядки вы его только принудительно заманите. Так что используйте детский искренний интерес в корыстных родительских целях: приучайте к труду — монотонному, последовательному, требующему времени и терпения. С таким видом работы в дальнейшем ему обязательно придется столкнуться и вне огорода. А он уже будет знать, что результат бывает не сразу и что бросить на полпути — это не выход.
Плюс ответственность: выделите ему лейку и маленькую грядку, которую не полить нельзя — погибнут, допустим, цветочки. Плюс свобода принятия решения — поливать утром или вечером. Кто знает, может, перед вами откроется новый талант: вы и предположить не могли, а у ребенка легкая рука — все растет и колосится.
Теперь о том, что, собственно, колосится. Показывайте ребенку разные растения, обращайте его внимание, как их можно различить, зачем они нужны человеку, как определяют, что их можно собирать. Ягодная пора — просто песня для такой науки. Заодно познакомьте его с колючками, крапивой и ядовитыми растениями.
Чтобы он мог отличить укроп от борщевика Сосновского. Понятно, что расширите кругозор ребенка, получите дополнительные «бонусы» как авторитетный и все на свете знающий человек (приятно, жаль, что к подростковому возрасту пройдет). Плюс натренируете детские внимание и память, разовьете способность рассуждать и навыки анализа.
Ну, а где флора колосится — там и фауна в достатке водится. Переходим к жучкам-червячкам и особям покрупнее. Кто такие комары знает и городской ребенок. Что-то мне не хочется писать про разные виды мух, хотя ученые-энтомологи тоже из детей вырастают. С фауной немного сложнее. С одной стороны, вы показываете ребенку, как все в природе взаимосвязано, циклично, развиваете тонкость восприятия, наблюдательность. А с другой… Курица закусила червячком, а человек а- курицей. Надо ли об этом разговаривать с ребенком? Надо. Но в той степени откровенности и полноты знаний, которая соответствует его возрасту и впечатлительности.
Вряд ли вы отправитесь с ним вместе резать кур (думаю, нет), но копать червей для рыбалки — вполне возможно. Вообще очень философский вопрос: если мы объясняем ребенку, что булки не на деревьях растут, то как объяснять появление кур в магазине? Пусть своим умом дойдет? Позиция родителей-вегетарианцев, конечно, тут выигрышнее, но вегетарианцев не так много.
ЛОВИСЬ, РЫБКА!
Если вы хотите приучить ребенка к сосредоточенности внимания, к умению совершать сложные операции, требующие координации и развитой мелкой моторики рук, к участию в долгом процессуальном занятии (с неизвестным результатом) — лучше рыбалки на речке ничего не придумаешь. Как минимум это отдельный ритуал, требующий сборов, специальной экипировки, специфических (нигде больше не применимых) предметов и многочасового терпения.
Кроме того, это повод поближе познакомиться (=пообщаться) с папой, дедушкой — без мамы/бабушки. Значит, по-другому: без охов и ахов по поводу промокших ног и без нытья. Возможно, именно на рыбалке ребенок поймет, что здесь не он главный и не все вертится вокруг него. А также почувствует себя приобщенным к особому взрослому делу, доступному не всем. Рыбалка — своего рода инициация. Много ли таких древних культовых событий в жизни современного человека?
Где человеку почувствовать себя природным добытчиком? В супермаркете, выуживая печенье?
Поэтому, если есть возможность, мамы и бабушки, не ходите с детьми на рыбалку — предоставьте это мероприятие своим мужчинам. Пусть там будет особый мир со своими правилами. Пользы для взросления больше. И для мальчика, и для девочки. Разве что вы сами — заядлые рыбачки. Ну, тогда спиннинг вам в руки. Или суперопекающие мамочки — тогда поплавок вам на шею: вы же и рыбку руками поймаете, лишь бы дитяте на крючок насадить, чтобы ребеночек не расстроился, неудачу не пережил, выводов не сделал, не вырос умом, не проявил самостоятельность и не оставил мать, уйдя в свободное плавание. Что, далеко еще до полной самостоятельности? А сети плести, чтобы удержать ребенка в будущем, уже в самый раз.
ЛЕСНЫЕ СОКРОВИЩА
После Пришвина и Паустовского писать про лесную кладовую как-то мелко. Лучше для воспитания любви к родной природе почитайте ребенку детские рассказы этих писателей. Только не надейтесь на одно аудиальное восприятие — посмотрите вместе картинки: как выглядит та или иная птица, где расположено дупло белки.