Когда вы приходите на новое место работы, знакомитесь с семьей мужа (жены), приезжаете на отдых — вы узнаете правила: что здесь принято и как, что запрещено, что допустимо, но не одобряется. Зачем вы это делаете? Сначала — для того, чтобы войти в новую среду, потом — чтобы, адаптировавшись, проявить себя. Конечно, можно ничего не делать. Просто прийти и заявить: вот он, я, нате — сами со мной считайтесь. И вы наверняка знаете подобных людей. И как с ними? Комфортно?
Пример из взрослой жизни легко перенести в мир детский. Только там всерьез идет игра. По своим правилам. Первоначальное незнание которых поправимо. А вот дальнейшее несоблюдение чревато исключением из игры, отвержением и изоляцией. Это больно. Чтобы понять, как развивается детская игра в зависимости от возраста ребенка, чтобы суметь помочь, подсказать своему сыну или дочке, что нужно сделать, чтобы научиться играть со сверстниками, давайте проследим игру как историю.
Этап первый. Общинно-родовой строй. Возраст: до 2,5 лет. Знаменитая палка-копалка. Предметно-действенный способ игры. Можно причесаться ложкой, можно вытереть пол плюшевым мишкой. Главное — освоение действия. Затем происходит качественный скачок: всех кормим ложкой, мишку укладываем спать, складываем пирамидку и сверху на нее мячик не пристраиваем — уже проверено: упадет. Ребенок освоил: мишка — спать, ложка — есть, не наоборот. На этом этапе для малыша важен взрослый. С ровесником он играть вместе не умеет, разве что подражать друг другу в гримасах, беготне и крике.
Этап второй. Рабовладение. Возраст: младший дошкольный, 2,5-4 года. «Рабовладелец» — взрослый, ребенок повторяет действия, связанные с функциями человека в обществе. Набор: что делает мама — повторение типичных ролевых действий. Кормить, одевать, качать, стирать и т.д.
Набор: продавец — выкладывать товар, взвешивать, упаковывать, манипуляции с чеком-деньгами-сдачей. Этот этап предметно-манипулятивный, уже несет в себе начало сюжетно-ролевой игры, но пока еще ребенку не очень интересны сверстники, он не ищет партнеров для игры.
Этап третий. Феодальный. Возраст: средний дошкольный, 3,5-5 лет. Здесь уже за основу игры берется жизненный или сказочный сюжет, игра становится действительно сюжетно-ролевой. Ребенка интересуют не только функции человека, скажем, доктора, способы осуществления этих функций (ставить градусник, слушать стетоскопом, выписывать рецепт), но и правила взаимоотношений — как ведет себя и что говорит доктор, как ведет себя, что говорит и делает пациент. На роль пациента требуется товарищ. Игра уже нуждается в партнере-ровеснике. Но роли в игре открыты — четко не определены, а правила — скрыты, вместе дети о них не договариваются, еще не умеют. При этом если кто-то из них, в понимании другого, выполняет роль неправильно — происходит ссора. Как в феодальном строе: мои правила — твое подчинение.
Этап четвертый. Капитализм. Возраст: старший дошкольный, 5-7 лет. Сюжетно-ролевая игра с правилами. Содержанием такой игры является усвоение норм и правил. Самое главное — играть по правилам, о которых заранее договорились. Ровесники как участники игры очень важны, их может быть уже не 1-2, а 8-10 человек. Если кто-то отказывается выполнять правила — его удаляют из игры немедленно.
Что происходит важного для ребенка? В этой игре он учится саморегуляции, способности подчинить свои желания договоренности, ограничить себя ради взаимодействия с другими в общем деле. Это первая форма волевого поведения — поступок. Собственно, вполне себе капитализм: договорные отношения по поводу и их исполнение или срыв обязательств.
Этап пятый. Социализм. Возраст: тоже старший дошкольный, 5-7 лет. Да-да, два вида сюжетно-ролевой игры идут одновременно, как существование двух социальных устройств в мире. Только здесь уже игра-драматизация, важен мир фантазии, выдуманная реальность, которую ребенок способен отделить и отличить от подлинной, увидеть два слоя: как будто и на самом деле. Свои собственные сюжеты игры отталкиваются от сказочных героев, правила могут видоизменяться по ходу развития сюжета, но по общей договоренности. Русалочке разрешат иметь ноги, а Бабе-Яге быть доброй — все это быстро впишут в игровую условность.
Конфликты здесь у детей происходят уже не из-за соблюдения правил, а из-за выбора ролей: все хотят быть сильными, добрыми, красивыми. Потому что в этих играх герои — это носители норм морально-эстетических. В такой игре ребенок развивает умение гибко общаться, договариваться, учитывать чужие суждения и чувства, а также приобретает навыки морали. Понятия о добре и зле, вреде и пользе, успехе и провале из абстракций путем отыгрывания, проживания интроецируются, то есть присваиваются, становятся его собственными. Такая игра может быть длительной, не один день, развернутой, с перерывами на обед, сон. В нее могут быть включены человек десять, они помнят вчерашний ход развития сюжета, повороты истории и готовы продолжать. Игра сама по себе не обрывается неожиданно, она имеет логический конец, вполне понятный и ожидаемый ее участниками.