В прошлых статьях мы уже коснулись темы поиска и развития способностей ребенка, на этой неделе речь пойдет о дошкольном возрасте как первом периоде создания лучших условий для раскрытия детских талантов.
Как увидеть, что у вашего ребенка есть хорошие способности?
1. В его деятельности:
- он быстро и легко осваивает новые виды деятельности,
- у него есть индивидуальный стиль,
- у него высокая способность к самообучению.
Единственным партнером по шахматам дедушки Егора была компьютерная программа. Но все изменилось, когда 3-летний Егор стал стоять рядом с дедом и задавать ему вопросы. Сначала дед думал, что это случайный интерес, но внук не отходил. Тогда дедушка достал с полки шахматную доску, расставил фигуры… и началось. В пять лет Егор принял участие в турнире в шахматной школе и получил первый в своей жизни спортивный разряд.
2. Мотивация:
- у ребенка повышенная любознательность и яркий интерес к определенной сфере,
- высокие требования к своим результатам,
- интерес к нестандартным ситуациям.
Папа-хоккеист подарил Кристинке коньки, только не хоккейные, а для фигурного катания, и отвел ее в секцию. Вся семья думала, что это ненадолго: девочка еще мала, ей быстро надоест – и папа успокоится. Никто, даже папа, не предполагал, что в 4-летней Кристине есть столько терпения и упорства, чтобы раз за разом повторять не получающийся элемент, три раза в неделю ездить на тренировки.
Какие способности ребенка можно увидеть в дошкольном возрасте?
- творческие (музыкальные, художественные),
- физические (пластика),
- интеллектуальные.
Этапы дошкольного развития одаренности.
1 этап: 2-3 года – дети копят чувственный опыт эмоционального воздействия искусства, знакомятся с многообразием окружающего мира,
2 этап: 4-5 лет – погружение ребенка в интересную ему деятельность,
3 этап: ярко видно направление одаренности, открываются новые возможности для развития детских способностей.
Советы родителям.
- Любите своего ребенка БЕЗУСЛОВНОЙ любовью: ему важно знать, что вы будете любить его таким, какой он есть, всегда – как бы ни развивались его способности и какими бы ни были успехи.
- Способности ребенка проявляются не сразу – их важно заметить, поэтому занимайтесь со своим ребенком, будьте внимательны к нему.
- Помните, что творческое проявление – жизненная необходимость для ребенка. Уважайте эту его потребность, цените результаты его труда – тем самым в привьете своему ребенку чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах.
- Одаренные дети особенно чувствительны к неудачам – учите ребенка быть терпеливым и умеющим доводить начатое до конца. Хорошо, если это будут не только ваши слова, но и ваш собственный пример.
- Когда одаренность вашего ребенка уже проявилась – посоветуйтесь с психологом и педагогом, занимающимся с ребенком, о том, как создать лучшую обстановку для развития детского таланта.
Помните: способности ребенка развиваются неравномерно, не все таланты могут быть открыты рано, не во всех сферах деятельности ребенок может проявить себя еще дошкольником, не всегда его ждет легкий успех – будьте терпеливы и спокойны.