Как-то я услышала фразу: наши дети – самые нищие существа на Земле. А ведь действительно, что принадлежит ребенку? Что он лично он может подарить, испортить, обменять?
В песочнице мама по её личному усмотрению «делится» игрушками с другими детьми, несмотря на протесты своего карапуза. Вещи подросшего ребенка отдают младшему братишке, даже не спросив у старшенького. В детской мама расставляет игрушки и вещи ребенка, исходя из своих представлений об уюте. Сам малыш тут получается не причем…
А ведь к трем годам у ребенка уже сильно развито чувство собственности. И появляется оно не вдруг. Чтобы ребенок мог заботиться о своих вещах в будущем, ЗАЩИЩАЕМ ЕГО ГРАНИЦЫ уже сейчас! Учим ребенка спрашивать разрешения взять чужое. Если малыш еще не умеет говорить или стесняется, проговариваем просьбу за него. А как быть, если у вашего малыша отбирают игрушку? Обычно мамы хотят хорошо выглядеть перед чужими тетями и их детьми и, не задумываясь, обижают своего родного: «Поделись игрушкой, что ты такой жадный?» Тем самым демонстрируя своему малышу, что его потребности и границы ничего не значат, и что маме дороже чужие люди.
Если же границы ребенка защищены, он и делиться научится, и отстаивать свое личное, и уважать чужую собственность.
В группах Монтессори есть правило: если другой работает, мешать ему нельзя! Если материал занят, надо подождать! Мы придерживаем нетерпеливые ручки, которые тянутся к желаемому материалу, и тихонько говорим ребенку: «Смотри, Миша работает, давай не будем ему мешать. Выбери пока что-нибудь другое». Можно обратиться к малышу, который занят: «Миша, Костик хочет поработать с тобой вместе. Ты не против?» Таким образом малыш учится уважать других людей.
Правила едины для всех. Потому — обратная ситуация: если ребенок не просит о помощи, мама не вмешивается в его конструктивную деятельность, не помогает и не мешает ему! Хотя иногда так хочется подсказать, как делать правильно! Или легче. Или лучше…
Примечание: к конструктивной относится любая деятельность, кроме:
а) носящей деструктивный, разрушительный характер,
б) наносящей вред жизни и здоровью живых существ,
в) когда используются предметы не по назначению (например, мы не позволим ребенку чистить обувь зубной щеткой).
Как бы это странно не звучало применительно к годовалой крохе… УВАЖАЕМ СВОБОДУ ВЫБОРА малыша!
В группе все понятно: малыш выбирает материал, с которым ему работать, как долго этим заниматься, с кем сотрудничать. А дома?..
Очень часто мы сталкиваемся с необоснованным упрямством со стороны ребенка: гулять хочу, а вот одеваться ни в какую! Решение очень простое и изящное! Дайте ему возможность выбора:: «Ты какую рубашку оденешь: зеленую или красную?» И вопрос уже не стоит: одеваться или не одеваться! Еще пример: «Какой ложкой будешь кушать: этой или этой?» И вот ложка уже в руке!
Можно поинтересоваться: «Почему ты хочешь именно это?» Ребенок будет подтверждать свой выбор мотивацией. Происходит законченный психологический процесс. А это значит, что в будущем человек сможет принимать решения самостоятельно, обдуманно и обоснованно.
Свобода выбора – это еще и ответственность за свой выбор. В садике Монтессори, начиная с трех лет, дети сами накладывают себе еду. Сколько положил, столько и съел. Осталось – завтра наложит меньше. Не наелся – идет за добавкой. И никто не заставляет: «Ложечку за маму, ложечку за папу…» Потому что он выбрал САМ!
Не навязывайте ребенку какую-либо деятельность. Пример: для завершения Монтессори-занятия проводятся так называемые круги. Это совместное музыкальное занятие или обсуждение каких-либо тем. Ребенок имеет право не заниматься вместе со всеми в кругу, а продолжать индивидуальную работу. Это его выбор, и взрослый этот выбор уважает.
Еще один «побочный эффект» свободы выбора – развитие самостоятельности. О ней – в следующей статье.
Продолжение следует!
P.S. Я думаю, что в любой ситуации ребенку можно дать свободу выбора.
А как думаете вы? Напишите ваше мнение в комментариях!