«Мама! Смотри – паучок!!!», — говорит мне сын. «Где, где же он?» — спрашиваю я. И правда, с нами на карусели катается паучок, да не один, а целых два. Ловко спускается по невидимой ниточке, то вверх, то вниз. Когда дует ветер, паучок срывается и прячет лапки, ветер стихает, и паучок проворно перебирает лапками и поднимается вверх.
Затем мы пошли на горку – и там паутина с пауком, в песочницу – и здесь она тоже! Присмотревшись повнимательнее, оказалось, что даже на папе есть паутина!!! А может быть папа у нас паук?
И тут возник вопрос, почему же осенью летает паутина? Летом не так часто встретишь это явление.
Оказывается, что осенью насекомых, а значит еды, становится меньше. Чтобы паукам не пришлось голодать и не поедать друг друга (а они на это способны), они, как на ковре — самолете, перелетают с места на место, в поисках пищи. За старой паутиной следить не кому – подправлять, подклеивать, и она без хозяина улетает сама.
А еще, осень – период размножения для пауков. Самки делают из паутины мешочки для откладывания яичек. А для того, чтобы это произошло, самцы отправляются в далекие путешествия на паутине.
Очень интересная статья о полете паутины здесь.
Моего сына очень впечатлила летающая паутина. Домой он шел, взяв с меня обещание сделать паука. Так у нас спонтанно родилось занятие-игра.
А началось с загадки:
Он без дела не сидит,
Сеть для мушек мастерит.
Этот милый старичок
Ловкий чёрный… (паучок)
Поиграли с «настоящими» пауками.
Размяли пальчики:
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. |
Одна из ручек (или рука взрослого) — веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка — паучок, который гуляет «по ветке». «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу. |
Дождик с неба вдруг полил, | Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). |
Паучков на землю смыл. | Хлопаем ладонями по коленям. |
Солнце стало пригревать, | Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) |
Паучок ползёт опять, | Действия как в первом куплете |
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. |
«Паучки» ползают по голове.
(Е. Железнова) |
И приступили к поделке.
Взяли готовые паутинки – бумажные тарелки, на которых маркером нарисована паутина. Материал для аппликации: листики, кружок из цветной бумаги, кленовые самолетики, клей и пластилин.
К нам в паутину залетела мошка, но, видимо, чтоб паук ее не ел, дочурка принялась кормить паучка чем-то вкусным.
Утром, на скорую руку, у нас появился вот такой домик для пауков, с паутиной в углу. Ребенок с удовольствием подхватил игру и развивал сюжет по мере своей фантазии. Пауки на машинах ездили в лес, собирали листья и желуди для еды. Когда они устали, то поползли отдыхать в паутину. А на машинах к ним в гости приехали их знакомые мушки и букашки.
И еще одна поделка. Совместное творчество детей. В один из «акварельных» вечеров Ростислав нарисовал паутину, а через денек мы дорисовали жителей.
Что мы сделали:
- Рисуем паутину акварельной краской – это нижний лист, основа для аппликации.
- Отпечатками ладошек нарисовали пауков, очень просто и детям нравится.
- Когда ладошки высохли – я вырезала их по контуру.
- Глазки сделали из пластилина, добавили красивых пятнышек.
- Наклеили готового паука на паутину.
Поделку делали не за раз, а с перерывами на отдых.
В последнее время спланированные тематические занятия у нас не идут. Играем исключительно спонтанно, или с десятиминутной подготовкой. Предпочтение отдается предметной игре с простым сюжетом.
Почему так важно с ребенком именно играть, а не только давать под видом игры развивающие занятия, я расскажу Вам в следующий раз.
Желаю Вам приятных игр с Вашими малышами!