А сегодня мы решили заняться чем то необычным. Будем рисовать мандалы.
В различных культурах мандала имеет схожее строение – круг с обозначенным центром. Изображения мандалы состоят в основном из геометрических фигур–символов: кругов, квадратов, крестов, колес (дисков), звезд, прямоугольников, треугольников… Очень важно, что у каждой мандалы есть центральная точка. Без нее мандала превращается в обыкновенный узор. Глядя на изображение, мы погружаемся в размышления и испытываем чувство умиротворения.
Рисование мандалы на песке
Для рисования понадобится чуть больше песка, чем обычно. Под песок можно заранее выбрать и положить лист цветной бумаги. Если планшет световой – можно обойтись без листа.
Рисуем круг во всю площадь песочного планшета. Обозначаем центр круга, вместе с ребенком. Можно нарисовать точку, а можно положить в центр любой камушек (крышку, ракушку, игрушку, цветочек и т.п.).
Далее можно разделить круг на части (4, 8), либо вписать круг или квадрат (один в один или под углом). Чем меньше ребенок – тем проще фигура и ее содержание.
Для детей постарше – можно вписывать несколько квадратов в круг, или накладывать один на другой. Использовать треугольники и овалы, а так же рисовать спираль.
При первом изображении мандалы, даже с большими детьми все равно попробуйте составить мандалу из простых форм, усложняя ее по ходу игры.
Если мандала составлена по правилам, то линии пересекаются и образуются точки, в которые можно раскладывать камушки или прочие материалы.
Для украшения можно использовать:
— камушки (уличные, гальку, цветные для горшков);
— цветы (сухоцвет, очень красивые сухие цветочки, не обсыпаются), шишки, каштаны, желуди (пр. природный материал);
— счетные палочки, геометрические фигуры для счета;
— пуговки, крышечки, плоские и небольшие объемные фигурки, палочки от мороженного, бусины, и т.д.;
— крупу (фасоль, горох), семена (семечки подсолнуха, тыквы, арбуза), фруктовые косточки сухие (абрикосы, персики), и т.п.
Очень важно, чтоб нарисованные фигуры были четкими, симметричными со всех сторон. Если композиция получилась не симметричной или у нее отсутствует центр, то это уже не мандала, а обычное сочетание геометрических фигур.
Настояющую мандалу начинаем рисовать с 5-7 лет, а до того рисуем максимально просто. Для малыша 2-3 лет – рисуем прямые линии, зигзаги, волны и украшаем их, после 3-х лет учимся рисовать фигуры (сначала круг, затем квадрат и треугольник). Когда ребенок научится хорошо рисовать простые объекты – тогда можно приступать к более сложным картинам.
Хорошо бы, если параллельно с рисованием на песке изучение простых фигур происходит в окружающем пространстве. Например, описывание фигур руками в воздухе, вождение хороводов по кругу или хождение по нарисованным на полу фигурам. Так же можно использовать тактильные, шершавые карточки с изображением простых фигур. Все это поможет ребенку лучше прочувствовать и закрепить в своем сознании простые символы нашего мира, а значит, пополнит его багаж знаний.
Не торопите детей, дате им свободу изображения. Помните, что начать следует с простого и постепенно усложнять. Ведь сначала мы учимся ползать, и только потом ходить.