В прошлой статье мы разбирались с причинами детской агрессии. Теперь рассмотрим, как вести себя родителям, если ребенок ведет себя агрессивно?
1. Ребенку важно, чтобы его любили просто так, при любых ситуациях и поступках. Поэтому высказывания такие, как: «если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!», недопустимы! Ни в каких эмоциональных состояниях родителям нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком ребенка, а не его личностью.
Если ребенок просит вас о чем-то, например, поиграть с ним, уделить ему внимание, но вы в данный момент не можете этого сделать, то не нужно отмахиваться от малыша или раздражаться. Покажите ему, что вы понимаете его просьбу и обязательно объясните ему, почему в данный момент вы ее выполнить не можете.
2. Если вы не хотите, чтоб ваши дети выросли агрессивными, следите за своим собственным поведением. Т.к. наши дети в жизни используют только те модели поведения, которые они видят в семье. Там, где царит уважение, ребенок будет самоценен и не будет свою злость выливать на окружающих. Если же ребенок растет среди скрытых или явных ссор и конфликтов, то агрессивный тип поведения будет для него нормой.
3. Научите ребенка выражать свои негативные чувства конструктивно, безболезненно для него самого и окружающих: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или других действий, безобидных для окружающих, а может быть, и через спорт. Когда ребенок научится свои чувства выражать словами, то он поймет, что всегда можно сначала договориться, а не лезть в драку. Также ребенку постепенно станут понятны свои собственные эмоции и чувства, и ему проще будет сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь внимание своими драками и ссорами.
4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, для ребенка это означает, что вы способны выдержать его злобу и агрессию, а значит, он не разрушит то, что любит. И в таком случае ребенок постепенно овладевает умением контролировать свою агрессию самостоятельно.
Позже, когда ребенок успокоится, можно поговорить с ним о его чувствах. Здесь важно дать понять ребенку, что вы готовы его выслушать, когда ему плохо.
5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Важно предоставить ребенку достаточную свободу и независимость, за которую он сам будет нести ответственность. Но здесь необходимо показать ему, что если он сам попросит, то вы готовы дать совет или помочь ему. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен, только если он сам разрешит. Некоторые родители считают, что «у их детей от них не должно быть никаких секретов». Это однозначно НЕ ТАК! Недопустимо рыться в вещах ребенка, читать его смс, подслушивать разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, он сам вам обо всем расскажет, попросит у вас совета.
6. Покажите ребенку последствия, к которым приводит агрессивное поведение. Ведь даже если вначале ребенок получит для себя выгоду, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то потом с ним никто из детей не захочет играть, и он будет в одиночестве. Объясните ему, что любой злой поступок приводит к наказанию или возвращению зла, хочет ли он этого?
7. Можно, когда вы видите, что ваш ребенок-дошкольник обидел или ударил другого, сначала подойти к обиженному малышу, обнять его, проявить сочувствие. Таким образом, ваш собственный ребенок лишается вашего внимания, из-за своего поступка он остается один. Повторяя свой поступок и видя вашу реакцию на него так 2-3 раза, ваш забияка поймет, что злость и агрессивность не в его интересах.
8. Важно установить и соблюдать правила поведения ребенка среди его круга общения. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей от четырех лет такие правила могут быть более подробными. Например, «если тебе нужна игрушка, а ею играет кто то другой и не дает ее тебе, то подожди».
9. Важно хвалить ребенка за его старательность, за его добрые поступки. Говорите ему почаще: «Мне нравится, как ты поступил». Дети чаще делают свой выбор в пользу добра, когда видят, что родители действительно довольны ими и их поступками.
10. Важно обсуждать с ребенком его поступок без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В такой беседе нужно использовать как можно меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).
11. Чтобы агрессивных поступков было меньше, можно использовать сказку. Видя признаки агрессивности у ребенка, сочините вместе с ним рассказ, в котором он будет главным героем. Используйте картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу.
12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку. Даже груша и боксерские перчатки вам помогут научить ребенка безопасно для себя и окружающих выражать свои отрицательные эмоции.
А что же молодые родители, что пришли ко мне на консультацию? В их случае оказалось все просто: мама и папа предъявляли к сыну разные требования. Например, папе хотелось, чтоб он был сильным парнем, «совсем не слюнтяем», а мама позволяла ему плакать «как девчонка». И такая непоследовательность в родительских требованиях у мальчика вызывала тревожность, и как следствие — агрессию по отношению к тем, кто слабее. Я уверена, что когда родители будут придерживаться «единых семейных законов», то у их сына снизится или совсем уйдет тревожность, и «отвоевывать свое место под солнцем» у него не будет необходимости.
С уважением, Ольга Беляшова