Монтессори-группу можно сравнить со скатертью-самобранкой, которая разворачивает все богатство нашего мира в миниатюре перед малышом. Давайте устроим заочную экскурсию по группе Монтессори. Сперва заглянем на площадку, где занимаются дети от 8 месяцев до 3х лет. Самые маленькие посещают группу «Вместе с мамой». Чуть позже, начиная с 2-х – 2,5 лет многие переходят в группу «Я сам». Здесь мягко и комфортно происходит психологическое отсоединение ребенка от мамы.
Когда ребенок впервые попадает в Монтессори-группу, первое, что ему встречается на пути, это старые домашние знакомые: ложечки, мисочки, крупы, водичка… И он так рад этой встрече, что зачастую надолго задерживается в зоне практической жизни: пересыпает и переливает, застегивает и выворачивает – делает все то, с чем встречается в обычной жизни. Задача этой зоны – показать ребенку, что уже сейчас он может быть самостоятельным и успешным.
Сначала манипуляция идет всей кистью и достаточно крупными предметами: малыш перекладывает каштаны, вылавливает ситечком теннисные шарики из воды. Потом предметы уменьшаются (фасоль, бусины), утончаются движения: ребенок уже работает ложкой, щипцами, грушей. Попробуйте пересыпать крупу через воронку, не просыпав ни зернышка! Я помню сына моей подруги, монтессори-педагога, для которого в полтора года любимым развлечением было кушать изюм, беря его из мисочки пинцетом!..
Идем дальше, и попадаем в зону сенсорики. Здесь малыш систематизирует и развивает сенсорные ощущения: представления о форме, цвете, размере, звуке, вкусе. Мария Монтессори считала, что сенсорное восприятие создает основу для развития мышления. Оно является базовым для понимания математики, для овладения письмом.
В следующей зоне идет сопоставление ребенком зрительного восприятия и манипулятивного действия, осознание причинно-следственных связей, развитие мелкой моторики. Например, такое упражнение завораживает всех ребят, хотя и заставляет потрудиться: ребенок ручкой держит цепочку за один конец, а глазками контролирует, чтобы другой кончик цепочки попал в маленькое отверстие! Таким образом, развиваются сенсо-моторные навыки.
Уже с годовалым карапузом нам есть о чем поговорить, а значит, есть зона развития речи. Корзинки с фруктами, овощами, фигурками животных так и манят их потрогать, переложить, а заодно определить, из чего будем готовить борщ или компот, кого встретим в лесу или во дворе, и чем его накормим…
Каждый ребенок – маленький творец. Уже после года у него начинается этап продуктивной до-изобразительной деятельности. Сама возможность изменить пространство вокруг себя, оставить свой отпечаток в этом мире, необыкновенно радует малыша. И пусть никакого образа в этих отпечатках еще нет, но ребенок начнет заполнять пространство ритмическими каракулями, в которых позже будут узнаваться некие образы. К двум-трем годам рука должна быть готова к изобразительной деятельности, иначе образ не находит воплощения.
В наших группах есть специальный уголок продуктивной творческой деятельности, где детки, надев маленькие фартучки, могут творить шедевры из разных материалов: это и соленое тесто, и пальчиковые краски, и ножницы — да-да, уже в «нулевке» при правильной организации малыш способен безопасно работать этим инструментом!
У тех, кто впервые попадает в Монтессори-группу, изумлению нет предела. В традиционном детском саду большую часть времени наблюдается шумный хаос. В стенах школы дисциплина подразумевает неподвижность, скованность. А класс Монтессори наполнен тихим гулом, дети заняты каждый своим делом. Кто-то подходит к полке, берет предметы. Кто-то работает, в паре или сам. Но все деловито-сосредоточены и заняты. Никто не бегает и не кричит. Устал, надо отдохнуть?
Слова «нельзя» в Монтессори-педагогике нет. Можно все! Но в определенном месте или с определенными предметами. Есть отдельная комнатка или уголок, где можно поваляться в сухом бассейне или покидать мяч, покататься на горке или поползать в туннеле. Это двигательная зона — зона крупной моторики.
Некоторые родители поначалу расстраиваются, потому, что у него, на первый взгляд, нет видимого продвижения в развитии — он не приносит домой никаких конкретных знаний. На самом деле ребенок накапливает в себе некоторый потенциал, необходимый для начала работы с определенными знаниями. До поры до времени он насыщает свою потребность ощутить мир во всем его многообразии.
В соседней группе детвора постарше: от 3-х до 6-ти лет. В этом возрасте уже есть потребность и готовность к более сложным знаниям.
Математический материал Марии Монтессори по праву считается золотым! Десятичная система представлена в виде «золотого банка»: единица – бусиной, десяток – стержнем из 10ти бусин, сотня – квадратом 10х10 бусин, тысяча – кубом 10х10х10 бусин. Получается, что числа не только можно подержать в руках, но и легко сложить, вычесть, умножить.
Дети много упражняются с конкретным материалом, т.е. восприятие математических понятий первоначально идет через сенсорику, и лишь потом заменяется абстрактными цифрами. Поэтому 5ти – 6ти летки одинаково легко воспринимают числа первого десятка и числа с тремя нулями!
В зоне языка вас ждет сюрприз. Мы привыкли, что сначала ребенок начинает читать. Но практические исследования доктора М. Монтессори показали иное: ребенок испытывает потребность высказать сначала свои мысли – т.е. научиться писать. А уж потом он будет готов прочесть то, что написали другие. Поэтому в группах Монтессори учат сначала писать, и сразу письменными буквами.
А вот зона космоса – это вообще не то, что вы подумали! Про космос там, конечно, тоже есть. Эта зона занимает особое место в среде. Ее задача – помочь маленькому человечку увидеть МИР как единое целое и осознать свое место в нем.
Причем ребенок не получает готовую порцию информации, а добывает ее сам, накладывая на свой жизненный опыт и переживая ее эмоционально. Материалы в зоне космоса как бы провоцируют ребенка на интерес в различных областях естественных наук: географии, биологии, ботаники, зоологии, этнологии, краеведения, истории, физики.
Удивительный мир, добрый, спокойный, веселый и умный открывается малышу в Монтессори-группе!
Добро пожаловать в мир Монтессори!