Доброго времени суток, дорогие читатели!
Все мы периодически встречаем ребусы в детских журналах или на страницах в сети. Однако многие дети — и даже взрослые! — не умеют их решать. Сегодня мы решили исправить это упущение и дать вам все возможные схемы составления (и решения) любых, даже самых сложных ребусов.
-
Часть ребуса = слово
Разделим слово «волокно» так: «вол»-«окно»; изобразим их. Вот слово и превратилось в ребус (рис. 1).
Если часть слова совпадает с названием какого-нибудь предмета, то, составляя ребус, можно передать ее в виде рисунка, изобразив этот предмет.
2. Часть ребуса = часть слова (используем запятые)
Однако не много таких слов, которые можно передать в ребусе, пользуясь только рисунками. Например, слово «ча-ша». Если к первой его части прибавить в конце букву «н», а ко второй — «р», то получим названия двух предметов и сможем их нарисовать. Тот, кто будет решать ребус, должен откинуть лишние буквы. Чтобы это показать, надо слово «чаша» передать в рисунках так (рис. 2).
Если к слову или к части слова приходится в конце прибавлять букву, чтобы получить название предмета, который можно нарисовать, то после изображения ставится запятая. Поставленная так запятая показывает, что, решая ребус, нужно от слова, соответствующего нарисованному предмету, откинуть последнюю букву.
Прочтите здесь слово, превращенное в ребус (рис. 3).
Иногда приходится прибавлять букву к слову или к его части не в конце, а в начале; тогда запятую ставят перед рисунком и при решении ребуса отбрасывают первую букву в слове. Можно откидывать от слова и две буквы — в начале или в конце. Но к этому приему следует прибегать лишь при крайней необходимости.
3. Перевернутые изображения
Допустим, нужно передать в ребусе слово «сон».
Рисунок, кажется, здесь не поможет. Однако прочитаем слово «сон» наоборот—получится «нос». Нос нарисовать можно, но как, составляя ребус, показать, что при решении это слово надо читать наоборот? Для этого дают рисунок в перевернутом виде.
Если в ребусе изображение предмета перевернуто, то при решении слово, соответствующее предмету, надо прочитать наоборот.
Решите этот ребус:
Употребляя в ребусе перевернутое изображение с запятой, легко ошибиться, поставив запятую не там, где следует. Чтобы избежать ошибки, напишите наоборот слово, соответствующее рисунку; тогда вы увидите, какая буква лишняя, надо ли поставить запятую впереди изображения или после него.
Не давайте в ребусе рисунка, прямо соответствующего целому слову. Например, встретилось слово «заяц»; не рисуйте зайца — здесь нечего отгадывать.
Не рисуйте в перевернутом виде предметов, о которых нельзя решить, дано ли прямое изображение или обратное (палка, нож, карандаш и т. п.).
4. Слоги как ноты
В слове нередко можно выделить слоги: «до», «ре», «ми», «фа». В ребусе их обычно изображают соответствующими нотами. Здесь, например, с помощью этого приема записано три слова: «фасоль», «доля», «домино».
5. Часть слова как число
Напишем слова: «едва», «трико», «опять». Части этих слов совпадают по звуку с числительными: 2, 3, 5. Значит, можно изобразить указанные слова так:
Когда часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно дать ее цифрами.
При передаче некоторых слов применяется дробь, причем черта, отделяющая «числитель» от «знаменателя», ставится обязательно наклонно. Вот, например, слова: «полк» и «третья».
6. Использование предлогов На, Над, Под, За, В
Следующий ряд приемов показывает, что часто в ребусе слова можно выразить посредством своеобразного расположения букв, слогов и изображений.
Напишем слово «наша» в форме ребуса, то-есть на букве «ш» буква «а»; на «ш» — «а» = «наша». Слово «канат» можно написать так: «ка» на «т»=«канат» (рис. 10).
Пользуясь таким же приемом изображения, записывают в ребусе части слова «над» и «под». Например, слово «надёжно» можно передать так: над «ёж» — но (ж) = «надежно» (рис. 11).
А вот запись слова «подъём»: под буквой «ё» — буква «м»; под «ё» — «м» = «подъём» (рис. 12).
Части слов «на», «над», «под» при составлении ребусов мы обычно не изображаем отдельно, а помещаем одну часть слова над другой, выражая их буквами или рисунками и иногда разделяя горизонтальной чертой.
Значит, когда, решая ребус, мы видим букву или один предмет над другим (с чертой или без черты), то надо догадаться, какая часть слова здесь скрыта: «на», «над» или «под». В зависимости от того, какое слово должно получиться в результате, приходится при этом или склонять слова, соответствующие изображениям, или брать их в именительном падеже. Прочтите, что здесь написано:
Используя различные приемы, с которыми вы уже познакомились, попытайтесь передать в форме ребусов слова: строитель, снайпер, стремительность, полоса, подножка.
Допустим, нужно передать в ребусе слово «заяц»; разделим его так: за — я — ц; напишем букву «я», а позади нее (за ней) букву «ц»; то-есть за буквой «я» — буква «ц»; за «я» — «ц» = «заяц».
Если в слове или в фразе встречается часть «за», то в ребусе ее не дают отдельно, а помещают одну часть слова позади другой (за другой), выражая их буквами или рисунком.
Составляя ребус, мы часто выделяем букву «в» и не изображаем ее отдельно, а помещаем одну часть слова внутри другой (в другой). Вот, например, ребус при составлении которого использован этот прием наряду с другими, уже известными вам. Какое это слово?
Предлог «у» по смыслу часто можно заменить словами «около» или «возле». Этим пользуются, чтобы скрыть в ребусе букву «у»: рисуют один предмет (или букву) около другого. Например, слово «бук» можно записать так.
В каждом из этих двух рисунков по- разному написано слово «сад» (рис. 18). На первой в виде условно нарисованного «человечка» буква «д» то идет с буквой «а», на второй катится на санках с этой буквы, как с горки.
Букву «с» часто в ребусе не показывают, а скрывают с помощью такого рода приемов.
«По», «из», «от», «к» принято передавать в ребусах посредством приемов, которые нетрудно понять, разобравшись в рисунках ниже.
По «р»— «а» = «пора».
Из «б» — «а» = «изба».
Как видите, каждое из этих слов передано двумя различными способами.
Буква «н» убегает от буквы «ы» = «ноты». К букве «о» идет буква «м» = «ком».
Когда часть слова, которое хотят превратить в ребус, пишется одинаково с названием большой реки, то рисуют эту реку, как на немой карте, а если надо отбросить одну букву, то ставят запятую. Чтобы, решая ребус, можно было догадаться, какая река нарисована, обозначают большой город, который на ней стоит, крупный ее притон или море, в которое она впадает.
Ознакомившись с основными приемами и научившись применять их в различных сочетаниях, можно составлять и решать очень замысловатые ребусы.
Желая превратить в ребус какую-нибудь фразу, надо записать ее, не разделяя слов, а потом разбить на части так, чтобы каждую из них можно было передать в ребусе тем или другим приемом. Например, загадку «Под соснами, под елками лежит клубок с иголками» для ребуса можно разделить так:
Этот ребус попробуйте составить сами.
Решая ребус, нужно разгадывать его по частям, записывать слитно слова и слоги, которые получаются, а потом по смыслу разъединять слова.
А теперь, когда вы уже знаете все секретные приёмы составления и разгадывания ребусов, вот вам задачка. Попробуйте решить ребус из картинки к этой статье и получите две народные пословицы о смекалке.