Ваш малыш стал старше. Как развивается его речь после года? Почему двухлетний ребенок не может рассказать, что ел в детском саду или с кем играл? Почему, начав говорить, он заменяет или искажает звуки? Что такое грамматический строй речи, и зачем он нужен моему ребенку?
Обо всем об этом мы и расскажем сегодня.
Итак, ваш ребенок растет, его речь становится все более интересной, а значит и сложной.
К двум-трем годам детки уже познакомились с внешним миром, освоились в нем, выработали собственный тип взаимоотношений со взрослыми. В этом возрасте они хорошо управляют телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах. Двух-трехлетние дети с удовольствием учатся новым упражнениям и движениям – прыгают с высоты, кувыркаются, лазают на лестницу, скачут на одной ноге. Активно занимаются изучением качества предметов, меньше времени уделяя их рассматриванию. Вся их детская энергия направлена на познание сути вещей и явлений. Именно в это время в доме появляются первые разобранные игрушки.
Начиная с двух лет, все мыслительные процессы ребенка развиваются по-новому. Теперь малыш действует не сразу, сначала он обдумывает возможные варианты действия с предметом. В этот период ребенок начинает конструировать и строить. Он еще не может управлять собой осознанно, и часто его поведение носит непроизвольный или непоследовательный характер.
Психика ребенка в этом возрасте изменяется с огромной скоростью. И это приводит к тому, что и речевое развитие переходит на новый этап. В это время ребенок неосознанно проявляет особое внимание к артикуляции окружающих людей. Он много и охотно повторяет за взрослыми. При этом порой путает звуки, переставляя их местами, искажая, опуская из-за несовершенного фонематического слуха. Иногда, заменив даже один звук в слове, он может получить другое слово: «коса-коза», «дом-том».
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер: одним и тем же словом или словосочетанием он может обозначить и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово «каша» может означать «вот каша!»; «дай кашу!»; «каша горячая».
Понять малыша можно только в конкретной ситуации, поэтому такую речь называют ситуационной. Ребенок сопровождает ее жестами и мимикой, она самая простая в развитии связной речи. Это первый этап ее развития.
Позже ребенок сможет объясняться вне контекста, рассуждать в прошедшем времени и отвечать на вопросы: «Что ты ел сегодня в детском саду на завтрак?», «С кем ты сегодня играл?» и т. д. Но для этого у него должен накопиться достаточно большой словарный запас. Так же ему важно для этого иметь определенные представления об окружающем мире. В полтора года слово приобретает для ребенка обобщенный характер, появляется возможность понимания объяснения взрослого.
На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словарного запаса. Приведем обобщенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в дошкольном периоде:
-
к 1,5 годам — 10—15 слов;
-
к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
-
к 3-ему году — около 1000 слов (за год 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными, однако переход к контекстной речи осуществляется примерно к пяти годам.
К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. В этом возрасте складывается умение изменять слова и образовывать новые, правильно произносить окончания, согласовывать слова в предложениях, использовать предлоги.
Сначала ребенок выражает желания одним словом, потом — примитивными фразами без согласования: «Мама, пить мамуле Тата!» — «Мама, дай Тате попить молока!». Затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 годам дети овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности детей. И к моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно широкий словарный запас.