Что же такое детская речь? Как она развивается? Где норма, а где отклонение? Почему некоторые дети долго не говорят, зато потом «болтают без умолку»? А некоторые, начиная говорить, имеют в речи множество нарушений и проблем? Как разобраться в речевых диагнозах?
Любому родителю это необходимо знать и понимать, т.к. именно на их плечи ложится значительная часть образования малыша. И именно родителям приходиться принимать важнейшие решения, от которых зависит дальнейшая судьба ребенка. От них во многом зависит, насколько успешно сложится его дальнейшая жизнь.
Поэтому мы хотим помочь вам разобраться во многих детских проблемах, связанных с речью.
Развитие речи играет важную роль в психическом развитии ребенка. Это значит, что полноценное развитие речи невозможно до тех пор, пока другие психические функции такие как моторика, память, внимание, мышление, зрительная, слуховая, пространственная функция не достигнут определенного уровня своего развития, соответствующего для становления определенного этапа в развитии речи. Каждый такой этап соответствует определенному детскому возрасту.
Также важно понимать, что все вышеперечисленные психические функции малыша не могут развиваться полноценно, если у него есть нарушения речи.
Почему же так происходит? Причина такой особенности развития ребенка в том, все психические функции тесно связаны между собой в развитии и взаимно влияют друг на друга. Так, овладение речью ребенком не только способствует развитию памяти, вниманию, мыслительных процессов, пространственных представлений, но и помогает ребенку контролировать и регулировать свое поведение, помогает спланировать различные формы своей детской деятельности (например, одевание, умывание, рисование, сюжетная игра и др.).
Давайте посмотрим, как происходит становление речи ребенка.
Этапы становления речи:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
В этой статье мы подробно остановимся на первом этапе.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного (двигательный анализатор).
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются (слуховой анализатор). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами (зрительный анализатор). Вскоре малыш уже реагирует на интонацию родителя: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на все, что окружает его в этот момент: ситуация, интонация голоса родителей и пр. Все это помогает образованию временных связей: запоминание слов и реакция на них.
В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 — 11 мес. появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Мы можем сказать, что уже на самом раннем, подготовительном этапе в развитии речи задействована работа нескольких анализаторов. Их зрелость и правильная согласованная работа в результате приведет к своевременному возникновению первого этапа речевого развития.
О других этапах становления речи мы поговорим с Вами в следующих публикациях.