Что нужно для того, что бы развить способности ребенка? Публикация в газете «Вечерний Екатеринург», автор Надежда БАЯНДИНА,
По словам учителя начальных классов, нейропсихолога, автора проекта «Дети нашего времени» Ольги БЕЛЯШОВОЙ, одарённость развивается поэтапно. Первый этап (2-3 года) — это знакомство с многообразием окружающего мира и накопление чувственного опыта. Второй (4-5 лет) — погружение ребёнка в интересную ему деятельность. А на третьем этапе способности уже, как правило, очевидны. Остаётся только открывать новые возможности для их развития.
Что же можем сделать мы, родители?
Совет № 1: наблюдайте и определяйте в кружки/секции
Обратите внимание на то, что больше всего увлекает ребёнка. Начало одарённости — в способности маленького ещё человечка долго, упорно и целенаправленно заниматься каким-то определённым делом.
— Однако чтобы понять, что ребёнок в чём-то лучше других, надо иметь возможность видеть его деятельность со стороны. А это проще сделать в условиях детского коллектива, — отмечает нейропсихолог Ольга Беляшова.
Возможно, малыш готов часами водить по бумаге карандашом — тогда имеет смысл отдать его в художественную школу. Любит петь? К его услугам детские вокальные коллективы. Строит из лего дома и машины? Добро пожаловать в студии легоконструирования и робототехники! А может, ребёнка не согнать со шведской стенки? Не исключено, что его ждёт успех в спортивной гимнастике.
К слову, одарённым можно быть не только в художественно-эстетической, спортивной или познавательной деятельности. Но и, например, в коммуникативной. Если ребёнок прекрасно ладит с окружающими, легко завоёвывает в коллективе авторитет и умеет сплотить других детей во имя какой-то цели (сыграть в «войнушку», устроить домашний концерт и т. п.), он тоже — большой талант. В школьном возрасте развить коммуникативные способности поможет участие в волонтёрской деятельности или в совете старшеклассников.
А ещё можно быть одарённым в духовно-ценностной деятельности, связанной со служением людям. Доброта, отзывчивость и милосердие важны не меньше, чем высокий интеллект, сильное тело и красивый голос. А может, даже больше.
Совет № 2: доверьтесь профессионалам
Впрочем, родители в деле распознавания у детей талантов скорее любители, нежели профессионалы. Более того, большинство готово видеть одарённость даже там, где её нет. Объективную оценку сможет дать только педагог (тренер). И только по прошествии определённого времени.
— Оптимальный период, в течение которого уже можно сделать какие-то выводы о способностях ребёнка в том или ином виде деятельности, — это учебный год, — констатирует Ольга Александровна. — Можно отвести любимое чадо в кружок или в секцию в сентябре, а в мае попросить педагога (тренера) оценить результаты и высказать прогнозы: насколько высок шанс добиться в этой сфере успеха. Помните, что отрицательный результат — тоже результат. Ничего не бывает зря: так или иначе ребёнок вынес за этот год что-то полезное для себя. В сентябре отдадите его в другой кружок (секцию). Возможно, в этот раз повезёт, и выбранный путь окажется верным.
Кстати, ребёнка можно развивать параллельно в разных направлениях, например, в хоккее, рисовании и легоконструировании. Однако нагрузка должна быть посильной. Если всё время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы, предостерегает Ольга Беляшова. Достаточно ограничиться двумя занятиями в течение рабочей недели и ещё одним — в выходной.
— Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома, — рекомендует нейропсихолог. — Постоянные поездки в разные концы города вымотают и ребёнка, и вас. Помните также, что между занятиями в садике (школе) и какой-нибудь секции (в кружке) необходим часовой перерыв.
Совет № 3: помогите найти область применения таланта
Мало просто любить что-то делать, надо понимать — зачем это тебе. Ясная и понятная цель мотивирует ребёнка не только на дальнейшее овладение знаниями и умениями в той или иной сфере, но и на новые достижения.
И здесь не обойтись без родителей. Именно они, по мнению Ольги Беляшовой, должны помочь своему чаду увидеть эту цель: «Я хожу на футбол, потому что хочу попасть в сборную России», «посещаю «художку», потому что хочу стать дизайнером одежды», «занимаюсь вокалом, потому что хочу победить в шоу «Голос. Дети» и т. п.
Совет № 4: научите планировать
Успеха в жизни добиваются не только одарённые, но и высокоорганизованные личности, умеющие планировать и подводить итоги, считает нейропсихолог. И учиться этому можно начать уже в возрасте трёх лет. Например, с помощью наглядного расписания на неделю (для малышей — с использованием картинок).
В школьном возрасте ребёнок может уже сам составлять списки дел на день (неделю, месяц), подчёркивая ярким маркером те, которые уже выполнены. Вечером рекомендуется подвести итоги дня — это позволяет отслеживать результаты.
Совет № 5: поддерживайте
Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность в том, что он делает, поэтому по возможности посещайте мероприятия, на которых он демонстрирует свои способности. Хуже полного равнодушия только неистовое требование успехов в той или иной сфере. И то, и другое может отбить у ребёнка всякое желание что-то делать.
Совет № 6: развивайтесь сами
Однажды психологи провели интересный эксперимент: собрали детей с мамами и попросили подождать начала тестирования в комнате, где было много художественных альбомов, книг, головоломок и т. п. Цель этого эксперимента — посмотреть, какую линию поведения выберут на время ожидания родители.
Линий оказалось четыре: прямое воспитание (мамы сразу начинали руководить детьми, заставляя открыть определённую книгу или сесть рисовать), перекладывание ответственности (мамы искали кого-нибудь из организаторов эксперимента и спрашивали, что нужно делать), саморазвитие (мамы находили в комнате интересную им самим книгу и погружались в чтение или с удовольствием листали альбом) и наконец ожидание (мамы просто сидели и требовали того же от детей).
Проведённое затем тестирование одарённости детей показало, что уровень развития способностей гораздо выше у тех ребят, мамы которых избрали третью линию поведения: в комнате ожидания занимались тем, что было интересно им самим.
— Ребёнок, который растёт в атмосфере ценности знаний и уважения к разнообразию интересов и свободе их проявления родителями, лучше раскрывается. Таким образом создаётся располагающая к развитию одарённости среда, — комментирует нейропсихолог. — Хотите, чтобы ребёнок был талантлив? Станьте для него примером!
На заметку
Гуманитарий или технарь?
Этим вопросом задаются многие родители школяров. О склонности к той или иной сфере подскажут, по словам нашего эксперта, следующие моменты:
- Высокая способность к обучению и самообучению (ребёнок с интересом изучает предмет, с удовольствием говорит на эту тему, читает что-то дополнительно);
- Многослойность (умение видеть предмет в структуре разных связей);
- «Клейкость» (способность схватывать на лету);
- Умение преподнести то, в чём одарён (например, дать развёрнутый ответ на вопрос);
- Использование/изобретение чего-то нового в этой сфере. Индивидуальный стиль.