Начнем с самого начала, с грудничков. У них активность нервной системы во время бодрствования быстро приводит к преобладанию торможения, распространяемого по коре полушарий. В результате – ребенок засыпает еще до того, как в его организме успевают проявиться изменения, связанные с утомлением. Торможение как бы отстраняет нервные клетки от работы и предохраняет их, а также весь маленький, еще не окрепший организм.
Дальше ребенок растет – и постепенно нервная система становится более устойчивой. нервные клетки не так быстро впадают в процесс торможения, увеличивается сила доминантных очагов возбуждения. В младшем дошкольном возрасте, в 3-4 года, ребенок может несколько часов подряд быть активным.
Но доминантные очаги в коре больших полушарий от любого постороннего раздражения меняются на новые доминанты. Отсюда и неустойчивость внимания, большая степень выраженности эмоциональности, а также повышенная подвижность.
Для старшего дошкольника тоже характерна быстрая смена процессов возбуждения – торможения, но она уже отличается от малыша 3 лет. Он может справляться с однообразными повторяющимися действиями. Концентрация процессов возбуждения и торможения создает условия для познавательной деятельности и обучения.
В играх ребенок этого возраста все больше подражает поведению и занятиям взрослых. Часто использует в игре по-своему понятую информацию из разговоров взрослых. Еще он с охотой занимается рисованием, лепкой, аппликацией, может объяснить содержание своих работ, осваивает первые навыки грамоты и счета.
И все же он еще не может усидеть на месте дольше 20-30 минут занятия, легко отвлекается. В этом возрасте утомление прежде всего проявляется в рассеивании внимания и падении интереса к работе. А быстро наступающее торможение – в отличие от взрослых – по-прежнему предохраняет детскую психику от перегрузок.
Явные признаки утомления по взрослому типу видны у ребенка заболевшего или с ослабленной нервной системой. Профилактика такого утомления – режим дня и укрепление нервной системы и всего организма в целом.