Доброго весеннего утра!
Очень часто я слышу такую фразу: «Вот поскорее бы закончился учебный год, а там уже и каникулы…»
И эта фраза правильная тем, что потом каникулы — и это очень важно. Но ведь до каникул еще целых два месяца! А это большой период жизни для любого человека, особенно для ребенка.
Давайте разберемся, что полезного мы можем сделать за это время. Чтобы не просто ждать и терпеть, когда ж уже всё закончится, а чтобы это время поработало на наших детей и на нас.
1. Время завершения
Все мы родом из детства, и у нас есть генетическая память, которая говорит, что для обучения именно весна — это время завершения.
Так живут уже много поколений, и наш мозг воспринимает это как аксиому. И для мозга очень важно понимать, что дело подходит к завершению. Что в это дело можно больше не вкладываться, не тревожиться о нём, психика успокаивается. И наоборот, чем больше у мозга незакрытых дел, тем больше у него тревог.
Поэтому к четвертой четверти нужно относиться как ко времени, когда мы можем закончить все дела учебного года. Казалось бы, это просто и логично, но многие просто не задумываются над этим.
2. Закончить хорошо
Каждый из нас запрограммирован на желание заканчивать дело хорошо. Не просто хоть как-то, а чтобы получать от завершения удовольствие. Это свойство нашей психики.
Людям крайне необходимо получить в конце награду, похвалу, удовольствие от завершения дела. И для детей именно в это время важно отмечать все достижения года. Например, можно так: «Помнишь, ты в начале года плохо ориентировался в расписании? А сейчас отлично!»
Что касается старшеклассников, они вообще в это время показывают те знания, которые накопили за много лет. Для них ещё важнее осознавать, чему они научились, к чему пришли.
Поэтому для формирования здоровой личности необходимо отмечать успехи: было так — стало так. Это формирует адекватную самооценку и мотивацию двигаться дальше, убирает саботаж.
3. Новые начинания
На что ещё важно обращать внимание. Весна — время обновления природы во всех ее проявлениях. Один период заканчивается, другой начинается.
Мозг, как и человек, развивается непрерывно. Без осознания завершенности, без подведения итогов выход в новое будет низко продуктивным. И одновременно выход в новое — новый класс, новый учебный год и т.д. — связан с планированием.
Поэтому четвертая четверть — это еще время выхода на что-то новое. Это время, когда я могу спланировать для себя что-то новое. Может быть, это будет лето, а может быть, и следующий учебный год. Как преподаватель, я давно заметила: если начинать думать о следующем учебном годе в конце весны, а не в сентябре, то он проходит более гладко и плодотворно.
И если я, как родитель, буду использовать это время грамотно, это даст возможность прожить время с пользой. Полезным будет даже просто поговорить с ребенком: нравиться ли учиться, какие предметы нужно подтягивать, нравятся ли тренировки и кружки, что можно добавить или убрать в следующем году. Еще лучше не просто поговорить, а записать и взять на заметку.
4. Трамплин для будущего
Именно четвертая четверть закладывает адекватную хорошую мотивацию на следующий год.
Если ребенок хорошо поработал, старался и закончил год пусть даже с тройками, но не с двойками. Если хорошо пообщался с одноклассниками перед каникулами. Если подвел итоги года и ушёл в лето на хорошей ноте, то к началу учебного года мотивация будет на хорошем уровне.
Именно этот период — четвёртая четверть — закладывает хороший фундамент на будущее. Особенно хорошо это видно на старшеклассниках. 10-11-классникам важно понять, поговорить, чем они хотят заниматься в своей будущей жизни. И больше всего они задумываются над этими проблемами именно весной.
5. Формирование личности
Весна пробуждает у нас естественный интерес, жажду открытия. Это интерес к миру, к себе, к людям. Это подводит к возможности развития разнообразных личностных качеств.
Когда после зимы снимаешь шубу или пуховик и надеваешь что-то лёгкое и компактное, ты чувствуешь себя по-другому. В психике происходит то же самое.
Весной дети, особенно подростки, «кучкуюся», собираются в группы, много гуляют. Совершенно естественно у детей и подростков возникают вопросы: могу ли я, ценю себя или нет, умею ли общаться… Поэтому как раз этот весенний период может стать (после уроков, в выходные и т.д.) временем осознания и формирования коммуникации, новых навыков и т.д.
Давайте подведем итоги, насколько может быть полезна нам четвёртая четверть.
- Итак, это время завершения. Для мозга важно завершать любые дела, это даёт ему уверенность, возможности развития, снижает страхи, неуверенность и т.д.
- Для психики важно, чтобы это завершение было хорошим: получить хорошие оценки, закончить год без троек и т.д. И здесь важно дать поддержку, похвалить, показать результаты, наградить.
- Весна — время завершения одного и начало другого, и отличное время начала планировать, смотреть в ту сторону, чему хочу научиться, что сделать.
- Именно в этот период мы получаем хорошую мотивацию на следующий учебный год. Весной можно хорошо оттолкнуться, найти что-то интересное для себя на будущее. Это видно даже на детях: осенью разные, зимой серьёзные, а весной — заинтересованные, позитивные.
- Весной хочется гулять и общаться, на фоне чего происходит формирование личностных качеств, границ, уверенности, самоценности, умения общаться и т.д.
Получается, четвертая четверть — это отличное время не только для учебы и получения хороших оценок. Эта четверть самая плодотворная, когда можно получить важные личностные качества, мотивацию, дать мозгу и психике поддержку. Очень важно использовать это время максимально.
Посмотреть видео эфира по данной теме можно по ссылке в нашей группе ВК.