Или еще немного про мотивацию…
Середина апреля… Прекрасный весенний день, солнечный и теплый.
Гуляй, дыши и радуйся. Вот только радости сегодня маловато… Точнее, к радости и теплу весеннего дня примешивается состояние грусти…
— Костя больше на занятия ходить не будет! — получаю я от мамы ученика категоричное смс в начале недели.
— Почему? У нас же с Вами договоренности, что вы занятия посещаете до конца мая… — я стою в полном недоумении.
— Нет динамики в обучении, домашнее сам не делает, мотивации так и нет. Я подключила невролога и психолога к решению нашего вопроса.
И мама упорно не отвечает на мои звонки и уходит от личного общения.
То, что Косте нужна поддержка, было видно еще в сентябре полтора года назад, когда мама привела его на диагностику.
Худенькие плечики, большие очки в черной оправе на пол-лица, разговоры с умным видом о том, как это тяжело — учиться… и вообще, жизнь — штука трудная. Да-да, и это уже во втором классе.
После диагностики я всегда даю максимально подробную консультацию. И тут так же…
— У вашего сына высокий уровень развития интеллекта, широкий кругозор, есть небольшие затруднения в чтении и письме, которые пройдут при бОльшей тренировке. Меня смущает то, что ни в разговоре, ни в действиях вашего сына я не вижу даже намека на игру.
— Подождите, мы же пришли к вам по школьным вопросам. Вы на них ответили. Игра тут ни при чем…
— Как же ни при чем, если только игра в этом возрасте (как и в любом другом) запускает любознательность и все процессы познания…
— Да-да, — вежливо прерывает меня мама. — У меня был запрос по учебе, вы на него ответили. Спасибо. До свидания.
— Подождите. Из игры складывается мотивация… И учебная в том числе…
— Да-да. Вы сказали, во что играть, будем играть. Я все в интернете найду. И игр настольных дома много. И брат младший у него есть, пусть с ним играет.
Каждый раз в таких ситуациях мне становится очень грустно. В семьях, где у детей действительно все хорошо и есть взаимопонимание, к специалистам с вопросами учебы не обращаются. Если уж есть обращение к специалисту, то, значит, что вопрос не только в учебной деятельности. И здесь нужны и комплексные занятия, и пересмотр родительских взглядов на воспитание. И «настолка» с младшим братом не поможет, тем более, что это уже наверняка было.
Нужны другие методы и способы работы…
И вот через год после диагностики звонок:
— Мы готовы прийти к вам на занятия. Только мы будем ходить к вам раз в неделю, время групповых занятий нам неудобно. ( У меня в таких случаях всегда вопрос: врачу тоже есть рекомендации по лечению…?)
После двух месяцев переговоров мама понимает, что мои условия — это важно. (Моя тайная надежда). И приводит с января Костю на групповые занятия два раза в неделю.
И каждый раз я наблюдаю, как же ему тяжело! Как тяжело Косте соответствовать ожиданиям мамы…
— Как же медленно он все делает! Сделайте, чтобы он делал побыстрее все…
— Как же я это могу сделать? У вашего сына такой темп жизни, движения, обучения. Он любит наблюдать, рассматривать, рассуждать, размышлять…
— Какие размышления в его возрасте? Нужно учиться! Жизнь не стоит на месте, она движется и очень быстро, и нужно столькому всему научиться.
И вроде бы всем и каждому понятны и мамины действия, и ее переживания. Всем… кроме природы… природы самого ребенка.
Это с его природой нашла коса на камень в реалиях мамы.
Когда нужно все успеть сделать… и сделать быстро… и сделать «на пять»… этот чудесный парень, который с упоением рассказывает о минералах, раскопках, археологии, совсем никак не вписывается в картину жизни любящей и заботливой мамы.
И не вписываются в этот «скорый поезд» и наши занятия, на которых ребенок вдруг стал вести себя «как ребенок», а не как маленький старичок. Играет, смеется, болтает, рассказывает про поездки за минералами с кружком.
— В третьем классе он сам уже должен делать все задания, и оценки у него должны быть хорошие. Ведь я так много вожу его на разные занятия! — громко восклицает мама.
Миру нужны разные люди, разные дети. Кто-то будет «рваться в бой», а кто-то будет тихонько «копаться в прошлом». И у каждого свой темп жизни и дел. И каждый будет успешен в своем. Важно только научить его жить по его природе и одаренности.
И тут каждому из нас есть над чем подумать.
Мне очень жаль, что Костю забрали с занятий. На них он стал раскрываться и получать опыт дел в своем собственном ритме. И это давало ему ресурсы для дальнейшего развития.
К моему сожалению, и так бывает…
P.S.
А ведь мамин заказ про мотивацию мы выполнили. У ребенка с потухшими глазами появилось желание узнавать новое, желание изучать! И это самый главный компонент в мотивации.