Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим с вами о границах. О границах и их формировании в воспитании детей. Начинается их создание с простого родительского вопроса самому себе: «Для чего я это делаю? Что я этим хочу получить? Почему, как думаете?..»
Всё очень просто: воспитание – это процесс, который ещё имеет и определённую длительность. Согласитесь?.. Ведь каждый из нас, родителей, сталкивался с тем, что бывают ситуации, когда делаешь что-то с ребёнком, учишь его чему-то, объясняешь, а как говорится «воз и ныне там…» Но! В какой-то момент, а часто он совсем неожиданный, ребёнок начинает делать то, над чем родитель так долго бился, и делает это с огромным желанием…
Например, у подростков я часто наблюдаю такую картину: он может ходить не в самом опрятном виде, или несуразной одежде, но как только в его жизни появляются социально значимые для него люди или приходят чувства, что стиль его одежды легко и изящно трансформируется в опрятный классический.
Или у тех же подростков вижу такие ситуации: учёба скучная, неинтересная, мотивации никакой нет, но как только в поле внимания появляется новая игра, к которой нужно что-то выучить, то тут и речи нет о лени или нежелании… всё новое изучается как по мановению волшебной палочки.
Так вот в формировании границ родителю важно понимать, что и для чего он делает, чтобы не было такой спонтанности или неожиданности. В формировании границ всё должно идти по плану.
Каков же план формирования границ?
1. От рождения до года происходит знакомство с собственным телом. Ребёнок общается и познаёт его в этот период. Поэтому в это время так важен телесный контакт ребёнка и родителя. И весь багаж устного народного творчества (частушки, потешки, колыбельные и прочее), способствует развитию телесных, физических границ ребёнка.
2. После года, во время активного ползания и ходьбы, ребёнок начинает взаимодействовать с предметами и окружающей средой. Это даёт ему возможность опытным путём определять и границы своего тела, и границы предметов и пространства.
3. Очень активный и яркий период детского Я САМ является началом отделения себя от мамы, как физически, так уже и личностно.
4. Понимание своих эмоций – задача возраста трёх – пяти лет. Это период, когда закладываются границы в эмоциональном развитии ребёнка и его общении со сверстниками в играх.
5. В период шесть – одиннадцать лет свои границы и их реалистичность ребёнок уточняет через общение в конкретных делах, которые уже имеют цели и значимы для окружающих.
6. После одиннадцати лет все границы ребёнка физические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и другие оттачиваются через общение со сверстниками и взрослыми.
Получается, что формирование границ происходит постепенно, и на каждом возрастном этапе по мере взросления ребёнка, он решает широкий круг задач для своего развития.
Схематично формирование границ выглядит так:
— Я дружу, общаюсь, взаимодействую (границы в общении)
— Я делаю и исследую (границы личностные)
— Я думаю и размышляю (границы интеллектуальные)
— Я понимаю свои чувства (границы эмоциональные)
— Я изучаю мир вокруг (границы пространственные)
— Я узнаю моё тело (физические границы)
И есть важные условия для формирования границ в уважении к ребёнку:
- личная открытость,
- заинтересованность и активность в жизни личной и ребенка,
- возможность ребенка делать выбор через дела опытным путём.
И в заключении: формирование границ у ребёнка – это двигательный процесс, в котором важно проявлять терпение, разумности и иметь хорошее чувство юмора для неожиданных ситуаций.
Я желаю вам интересного общения с вашими детьми.
С уважением, Ольга Беляшова.
По всем вопросам — пишите oabel@nashydety.com