Основная идея, которая заложена в основу гимнастики мозга — это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.
Настоящее обучение — это не только работа ума, это гораздо больше, чем просто запоминание информации, в обучении всегда принимает участие наше тело, наши эмоции.
Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых влияет на способности к обучению.
Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:
Навыки организации и поддержания равновесия в статическом состоянии и в движении, таких как удержание в заданном положении головы, тела в вертикальном положении стоя на ногах, в процессе ходьбы. Эти навыки также включают в себя направленное движение, изгибы, потягивания, поднимание или перенос, толкание, тяга, поворот, кручение, вращение. Эти навыки являются подготовкой к планированию, организации, и выстраиванию вещей. Так же это навыки организации и поддержания равновесия в социуме (обществе), включающих в себя способности к игре и самоконтролю.
Навыки управления движением, включая такие движения как ползанье, ходьба, бег, прыгание, лазание, скакание, перескакивание, перепрыгивание, отталкивание. Движения, которые являются подготовкой к высоко-организованной познавательной деятельности, такой как: прогнозирование, понимание, длительное удержание внимания.
Навыки общения/переработки сенсомоторной координации, включая смотрение, слушание, удерживание и отпускание объектов, использование орудий, рисование, письмо, использование ножниц, использование цифр и букв, бросание, удары, отбивание или ловля мячика.
Четыре группы упражнений соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация. Эти три вида движения вносят важный вклад в физические навыки обучения, совместной работы в группе, для обеспечения пространственной ориентации, обеспечивают подвижность внимания в трех пространственных направлениях: верх-низ, впереди-сзади, слева-справа.
Упражнения также развивают физические механизмы реализации трех основных функций в обучении:
1. Организация.
Упражнения направлены:
- на развитие навыков планирования, упорядочивания, выстраивания,
- на развитие умений релаксации, успокоения, получения физической или эмоциональной стабилизации;
- на совершенствование навыков совместных действий, игр, сотрудничества и сенсорной памяти (памяти ощущений).
2. Управление.
Упражнения направлены:
- на снятие напряжения, которое сдерживает действие;
- на концентрацию, понимание, самовыражение;
- на навык проявления инициативы;
3. Общение.
Упражнения направлены:
- на формирование умения поддерживать сенсомоторную координацию;
- на совершенствование навыка обработки информации для чтения, письма, аудирования и говорения.
Идея движения для обучения не означает случайного, ничем не сдерживаемого поведения. Обучение, основанное на движении, требует структурированных, целенаправленных движений, в результате которых возникает такая взаимосвязь мыслей и действий, что возникает внутренняя мотивация учения.
Всего 5 минут практики упражнений Гимнастики мозга помогает подготовить учеников к спокойному сидению за партой, внимательному слушанию и концентрации на новом материале. Упражнения также помогают эффективной интеграции нового материала в практическую деятельность.
26 упражнений гимнастики мозга создают контекст для обучения через специально организованную игру. Включение упражнений в работу в классе или во внеклассные игры создает надежную, безопасную окружающую среду, где ученики могут развивать чувствительность, навыки восприятия, моторные навыки, обеспечивая рост когнитивных, эмоциональных, социальных и физических качеств. При этом активно вовлекая учеников в обучение через исследование действия и баланса.
Учителя и ведущие групповых занятий отметили, что выполнение даже нескольких упражнений из гимнастики мозга всего несколько минут в день увеличивает удовольствие, концентрацию и точность работы, и время, которое учитель должен обычно затрачивать на поддержание дисциплины в классе уменьшается, а время на учебную деятельность увеличивается.
Игра — это единственный путь для проявления высочайших интеллектуальных возможностей человека.
Джозеф Чилтон Пирс