Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня я хочу с вами поговорить об одном из самых сложных моментов в воспитании детей – о помощи. У многих родителей возникают вопросы: нужно ли помогать ребенку? В каких случаях нужно это делать? И не навредит ли моя помощь?
Даже у профессиональных психологов и педагогов на эти вопросы есть два взгляда. Одни говорят, что помогать не нужно и лучше оставить ребенка в покое, пусть справляется со своей задачей самостоятельно. Другие высказываются в пользу активной помощи.
На мой взгляд, оба мнения имеют место быть. Они не противоречат друг другу, а наоборот – дополняют.
Так нужно ли оставить ребенка в покое, если он чем-то занят?
- Да.
Но только в том случае, если ребенок хочет делать что-то самостоятельно и делает это с удовольствием. «Удовольствие» — это ключевой момент.
- Нет.
Если ребенок сталкивается с серьезной трудностью, с делом, которое вызывает негативные эмоции, то ему обязательно нужно оказать помощь и поддержку.
Пример: В моей практике был случай, когда на занятии мальчик пытался собрать деревянные пазлы, но не смог этого сделать. И тогда он с гневом запустил их в стенку. Так бурно ребенок отреагировал на эту ситуацию, потому что она была для него сложной.
Некоторые дети реагируют на неудачи более спокойно. Например, не получается собрать конструктор, укладывают детали в коробку и убирают ее как можно дальше. И не факт, что у них появится желание еще раз ее достать.
Одна мама очень удивлялась, почему сын так реагирует? Ведь этот конструктор она купила ему в подарок, который сделала от всего сердца. А ответ прост.
Часто родители дарят детям такие игрушки, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Ребенок просит о помощи, а мама или папа отвечают: «Давай сам!», «Чуть позже».
При этом ни один из родителей не желает зла ребенку, а руководствуется лишь благими побуждениями. Может быть, они хотят научить детей организованности, усидчивости, аккуратности. И сталкиваясь с тем, что сыну или дочери что-то сложно сделать, воспринимают эту ситуацию, как полезную для своего чада. Но это не всегда так.
Давай вместе!
Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему! Просто скажите: «Давай, попробуем вместе!»
Как мы можем понять, что ребенку сложно, и он просит нас о помощи? Нужно следить за сигналами. Они могут быть вербальными и невербальными.
Это
- Прямые просьбы о помощи: «Мама, помоги!», «Папа, помоги!»
- Жалобы, что что-то не так, что ничего не получается. «Я устал», «Я не смогу» – это своеобразный сигнал о помощи.
- Ребенок оставляет дело после первых неудач и более к нему не возвращается.
Часто ребенок подает не прямые сигналы о помощи, а косвенные. Нужно учиться их видеть.
Закон «зоны ближайшего развития ребенка»
Это золотое правило гласит: «Завтра ребенок будет сам делать то, что сегодня делал с мамой или папой!»
И это действительно так, ведь он в таком случае начинает быстрее развиваться. Если самостоятельно ребенок может овладеть 5 делами, то вместе со взрослыми — 15-20! Помогая, постепенно расширяйте зону его ближайшего развития.
Определите круг дел, которые, например, ваш дошколенок может сделать самостоятельно: заправить кровать, вымыть руки. Пусть он оттачивает свои навыки.
Другой круг дел должен содержать дела, которые вы делаете вместе. Постепенно что-то, например, подъем по будильнику, самостоятельное застегивание пуговиц и завязывание шнурков станут для ребенка совершенно реальными делами. Но ваша помощь на начальном этапе в этом играет ключевую роль.
В следующей статье я расскажу о том, как понять, в чем нуждается ребенок, о законе развития в действии и как создать «зону роста» для ребенка»!