Сегодня я хочу продолжить тему «Что делать, если ребенок умеет, но не хочет…».
В прошлой статье (гиперссылка на нее) я рассказала об основных причинах детского «непослушания» и о том, что мешает нашему общению с детьми.
Давайте сейчас поговорим о том, как помочь ребенку, если отрицательный опыт, вызывающий плохие эмоции и у ребенка, и у вас, уже был.
- Выбирайте правильный тон общения. Замрите и посмотрите на себя внимательно со стороны, проанализируйте, как вы говорите с ребенком. Главное условие, независимо от обстоятельств, — соблюдать дружелюбный тон общения: не менторский, не учительский, не наставнический, а тон «на равных и с уважением».
Это не значит, что общение должно стать панибратским. Просто нужно занять позицию не над ребенком, а позицию принятия и уважения своего ребенка.
Пример: «Да, ты ошибаешься, но я все равно люблю тебя!» «Да, мое мнение отличается от твоего, но ты выбрал этот вариант (проспал школу/получил двойку/подрался) и получил свой урок». «Да, мне тоже иногда хочется поспать подольше, но на работе за это будет серьезный выговор, приходится вставать… Какие выводы ты сделал из этой ситуации?»
Любой ребенок сам в состоянии осознать, что он ошибся. И после того, как проспал один раз школу, постарается больше этого не повторять. Но если на него за это наорать и не выслушать доводов, то велика вероятность повторения ситуации «наперекор».
- Используйте «помощников». Это могут быть картинки, записки, схемы, «напоминалки», написанные инструкции на холодильнике или специальной доске. Детям это поможет организовать самих себя, а вам – избежать нежелательных конфликтных ситуаций. Так же это избавит Вас от необходимости по сто раз напоминать ребенку, как ему одеваться или что делать в следующий момент.
Пример: У каждого ребенка должен быть режим дня. Для четырехлетки напишите его в виде цифр и картинок (8 утра – подъем (рис.кроватка), 10 утра – прогулка (рис.улица) и т.д). Школьнику уже можно написать распорядок дня словами. Пусть он знает, что в 13.00 он приходит из школы, отдыхает, а в 14.30 нужно уже садиться за уроки.
- Выслушать мнение ребенка и принять его.
Очень часто ребенок не может выразить словами, почему то или иное действие ему делать не хочется. Научите его просить о помощи: в 99 случаях из ста ему просто нужно немного помочь.
Пример: У одного моего ученика были сложностью с речью. Он пытался обратить внимание мамы на себя, дергая ее за руку. А она говорила с раздражением: «Одевайся, одевайся, одевайся быстрее!» Он продолжал дергать и показывать на курточку. А она снова сердилась. Оказалось, что просто ткань попала в молнию, и ребенок не мог застегнуть ее самостоятельно, без помощи мамы.
Механизмы развития ребенка
Очень важно понимать механизмы развития ребенка, которые помогают ему расти, взрослеть, развиваться и реализовываться. Это серьезная тема, и ее нужно обязательно коснуться в нашем контексте «непослушаний».
Человек успешно и увлеченно занимается лишь тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению!
Поэтому личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Пример: Если ребенку нравится конструировать, дайте ему Lego, любит рисовать – краски, нравится создавать сложные алгоритмы – займитесь с ним математикой и физикой. Но НИКОГДА не говорите, что занятие ребенка – это ерунда! «Зачем тебе это рисование? Ты что – девчонка? Пошли лучше на хоккей!» — реакция некоторых отцов на увлечения своих сыновей. Не делайте так.
Как избежать ситуации принуждения?
- Знать интересы ребенка и уважительно относиться к его выбору. Если ребенок перебирает разные занятия и кружки, не мешайте ему. Он ищет себя, а это очень важный этап развития!
- Поддерживать увлечения ребенка.
- Предлагать совместное выполнение сложных для ребенка дел. Он витает в творческих мыслях, а на столе беспорядок? Помогите ему убрать стол, объясните, что понимаете, как ему сложно поддерживать порядок, но «порядок на столе – порядок в голове», придется учиться убираться.
На увлечениях и интересе ребенка можно создать большую платформу для дел, которые ему неинтересны и скучны. Учитывая эти моменты, можно создать положительную мотивацию для любого обучения.
- Постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их ему.
«Да, тебе сложно заправлять кровать. Давай я тебе помогу недельку-две, а потом ты сам….»
Важно!
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих дел или бездействия. Тогда он будет взрослеть и становиться ответственней и сознательней.
В родительскую копилку
Чем же мы можем помочь нашим детям прямо здесь и сейчас?
- Посмотреть, какие дела ребенок выполняет сам, но в ситуации принуждения – заправляет кровать, одевается, делает уроки… Выберите одно из этого списка и выполняйте его с ребенком какое-то время, помогайте его и поддерживайте. Оцените результат.
- Придумать внешнее средство – помощника. Всевозможные записочки, рисунки и инструкции значительно облегчат жизнь и вам, и ребенку.
- Написать списки дел «Я сам» и «Вместе». Пусть список «Я сам» постепенно увеличивается, а список «Вместе» уменьшается. Обычно детям очень нравится наблюдать за этим.