Все родители время от времени сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается выполнять какое-то дело. При этом мама и папа определенно знают: он его делать умеет! Не спешите раздражаться и ругаться на своего ребенка за упрямство и непослушание. Ведь причина такого поведения таится не только в нем, но и в вас.
Давайте поговорим о причинах «непослушания» детей.
Я не зря слово «непослушание» беру в кавычки, вы сейчас сами увидите, что оно имеет немного другой смысл. И истоки проявления этого поведения гораздо глубже, чем проявления обычного упрямства.
Причины «непослушания»
- Ребенку трудно организовать самого себя. Это самая очевидная, но малопонятная для многих родителей, причина.
Пример: У меня есть пятилетний ученик. В силу своего темперамента и индивидуальных особенностей некоторые дела ему даются с трудом. И мама часто недоумевает: «Ну как так? Я в его возрасте делала все быстрее!»
Это для одних детей нормально делать все быстро и просто. Для других — организовать себя на выполнение дела очень сложно. Для этого мальчика скорость и быстрота реакции является чем-то, что наоборот ему мешает организоваться. Когда мама поменяла всего лишь стиль общения с ребенком, у них дела пошли более слаженно.
Что я здесь рекомендую? Внимательно посмотрите на характер и на темперамент своего ребенка. И найдите к нему подход в общении.
- Ребенку нужны родительское участие и поддержка.
Пример: Вы учите ребенка кататься на велосипеде: сначала придерживаете за раму, потом бежите рядом. Это небольшой период, но родитель находится рядом!
Что я хочу этим сказать? Какое-то время рядом нужно быть в каждой ситуации: учится ли ребенок ходить, плавать, застилать кровать, чистить зубы, впервые садится за школьную парту…
Даже взрослому моральная поддержка крайне важна, что уж говорить о ребенке!
- Отрицательные переживания или эмоции от общения с родителем или со взрослым.
Как это ни печально признавать, но отрицательная эмоция от общения с конкретным взрослым определяет множество моментов в поведении ребенка.
Пример: Я часто слышу, как родители общаются со своими детьми. Мама кричит на шестилетку: «Завязывай шнурки! Завязывай шнурки! Я кому сказала! Быстро завязывай шнурки! Безрукий!» Ребенок, утирая сопли и слезы, завязывает шнурки. А потом мне признается, что если бы на него не кричали, то он завязал бы их быстрее.
Вот так просто и понятно ребенок отразил самую ГЛАВНУЮ причину того, почему наши дети нас не слушают.
Когда наши фразы, обращенные к детям, построены в приказном тоне, естественно, что от общения ребенок получает лишь негатив. А непослушание в данном случае – это проявление защиты и самостоятельности у младших школьников, протеста – у старшеклассников и слез, капризов, деланья наперекор – у дошколят.
Приведу еще один пример.
Пример: Моя подруга училась в детстве в музыкальной школе игре на фортепиано. И ей очень нравилась музыка, но она не связала свою судьбу с ней. Уже во взрослом возрасте мы встретились и я спросила: почему? А она ответила: «Мама не давала мне ошибаться, я только ставила пальцы на клавиши, как она их тут же переставляла. Я знаю, что я ошибалась, но я даже не успевала сама исправить свою ошибку. Мама не давала мне это сделать. Я очень любила музыку, но мамино вмешательство отбило желание заниматься ей на всю жизнь».
Так что тон, который мы выбираем и ту линию поведения в общении со своим ребенком, могут сказаться на всей его жизни и ваших дальнейших отношениях.
Мы плавно перешли к частным случаям, в которых каждый из нас может узнать себя.
Какие моменты мешают нам общению с нашими детьми
- Возложение вины только на ребенка. Сложность в общении возникает не только из-за ребенка, а из-за двух сторон. В первую очередь, родитель должен спросить себя: «Что я сделал не так?»
- Тон общения.
Очень часто родители выбирают менторский тон общения с ребенком. Такой тон рождает отрицательные эмоции у ребенка (об этом мы говорили выше).
- Излишняя заботливость.
«Иди, покушай! Иди, покушай! Иди, покушай! Ты поел?» Когда такой заботливости много, она вызывает отрицательные эмоции, которые выражаются в непослушании и отказе от дела, которым предлагают заняться – то есть покушать.
- Подкуп ребенка.
«Сделай так, дам конфетку!», «Заправь постель, а я тебе — заплачу!»
Такие воспитательные моменты однозначно вредят детям.
В следующей части статьи я расскажу, как помочь детям, когда у них уже сложился отрицательный опыт непослушания, коснусь механизмов развития ребенка и мер профилактики «непослушаний». А так же дам несколько дельных советов, чем мы можем помочь нашим детям прямо здесь и сейчас!