Взгляд нейропсихолога
Всем доброго дня!
Сегодня семейный праздник 23 февраля. «День мужчин», как называют его некоторые мои ученики. Но сегодня я не буду говорить об исторических корнях этого праздника. И даже о том, что праздники дают хорошую пищу для детского ума и тему для воспитательных разговоров.
Тема этой статьи — зачем нужны праздники нашему мозгу с точки зрения нейрофизиологии. И я хочу поделиться с вами теми наблюдениями и открытиями, что я получаю в опыте работы нейропсихолога.
Нам важно понимать, что работа нашего мозга напрямую связана с работой нашей центральной нервной системы. А значит, работа мозга определяет бОльшую часть нашего поведения.
За многие тысячелетия, что развивался наш мозг, наша лимбическая система и неокортекс, рептильный мозг и всё остальное — они проходил разные состояния.
И работа мозга в каждом деле очень часто похожа на наши временные сезоны:
- зима — время отдыха и восстановления,
- весна — посев, время включения,
- лето — плодородие, основная работа,
- осень — время сбора урожая (+ время празднования, но об этом чуть позже).
Такие же периоды мы можем наблюдать в работе человеческого мозга.
Например, ребёнок собирается делать уроки. Он готовится к этому процессу: достаёт учебники и тетради, раскладывает канцелярские принадлежности. Это период подготовки, «посева», который можно отождествить с весной.
Период «лета» — это непосредственно сама работа, выполнение домашнего задания.
Дальше идёт «время сбора урожая», когда ребёнок отмечает свои результаты, что он сделал или не сделал, подводит итоги. И это очень-очень важный процесс.
И потом идёт «зима» — время покоя, отдыха.
Такое понимание цикличности мозговых процессов даёт возможность грамотно спланировать любую деятельность, учитывая каждый период и закладывая под него время.
А при чём же здесь праздники?
Так вот, праздник необходим нашему мозгу как мостик между деятельностью и периодом покоя. Это как поставить «галочку», что все необходимые дела выполнены и можно отдыхать.
Мозгу необходима радость, праздник, удовольствие от выполненного завершённого дела, чтобы он мог «включить» время восстановления. При этом сам «мостик» может быть очень небольшим по времени. Он может даже просто выражаться словами «Ура!» или «Кто молодец? Я молодец!» Но он необходим.
Если этого праздника не происходит, то дело для мозга считается незавершённым, не доделанным до конца.
Какая должна быть степень или разряд этого праздника, определяет каждый человек (семья) самостоятельно. Бывают праздники и периоды радости совсем небольшие, а бывают — очень большие, как День рождения или Новый год и т.д. Но в любом случае мозг воспринимает праздник как возможность переключиться с выполненного дела на отдых и, впоследствии, на новое дело.
Включая в жизнь наших детей праздники, как время для хорошего общения с интересными людьми, мы формируем все естественные биоритмы, что помогают нашему мозгу развиваться в здоровом направлении.
Впрочем, наш мозг не перестаёт развиваться на протяжении всей нашей жизни. Поэтому важно отмечать свои успехи в любом возрасте.
А рецепт хорошего праздника прост: интерес + общение + движение + польза.
И когда у меня есть все эти моменты, мне не обязательно придумывать дополнительные праздники. Любой человек — взрослый или ребёнок, — может устроить себе радостное подведение итогов в течение дня и получить эту радость, это ощущение праздника. И тем самым развивать себя и мотивировать на дальнейшие свершения.