Зачем уметь писать. Мнение нейропсихологии

зачем 21 веке уметь писать рукой

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Среда, 9 утра по Москве. Это время, когда мы в прямом эфире разговариваем на интересные темы нейропсихологии.

Тема последнего эфира была такая: зачем 21 веке уметь писать. Особенно писать рукой.

Как Вы думаете, зачем?

Зачем в 21 веке нужно уметь писать, когда вокруг нас столько гаджетов, когда вокруг нас столько электроники, когда можно записать что-то на диктофон, надиктовать и — раз! — и будет текст.  

Итак, давайте первым моментом с вами  разберемся в том, что такое письмо с точки зрения мозга. Понятно, что это связано с развитием мозга, но как именно?..

Письмо как тренировка мозга

В эфире до того мы разобрались, что мозг мыслит образами, поэтому читать нам крайне необходимо для того, чтобы мыслить образами.

Поэтому, если мозг мыслит образами (а образы — это какие-то символы, точки, крючочки, рисунки,  иероглифы, палочки и так далее), то понятно, что нужно мозг тренировать. Чтобы он этими образами не просто мыслил, а передавал свои мысли.

Вспомните детские рисунки: сначала  там был кружочек. И вот этот кружочек мог быть и папой,  и мамой, и жучком, и солнышком,  и так далее, и так далее.  Это примерно в три года.

Лет в пять к этому кружочку добавляется «палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек».

В семь лет и далее это уже конкретные объекты со смыслом. А в подростковом возрасте тот же самый кружочек приобретает другое конкретное значение, и подросток рисует его как символ чего-то важного и значимого для него.

Этот «кружочек»,  образ,  передает уровень нашего развития. И рисунок — это яркий пример того, насколько постепенно развивается мозг. Поэтому первое, что важно понимать: мозг должен уметь думать образами и  эти образы передавать.

Соответственно, одна из важных функций письма — это передача образов. То есть, мозг ими думает, наши мысли соединяются в образы, наше предложения, выступления, и т.д. И мы, мысля мыслеобразами, эти мыслеобразы  передаём. И основная передача происходит через письмо.

Итак, первый пункт: мозг, мысля образами, должен эти образы передавать. Мы можем передавать их рисунками, пиктограммами, иероглифами и так далее. Но в школе базовая принятая система — это передача письмом.

Системы есть разные. У нас это письмо, в Китае – иероглифы, в каких-то странах это арабская вязь. А в Перу вообще была очень своеобразная «письменность» племён Майя, когда образы передавали завязанными узелками. И эти узелки умели расшифровывать, читать: столько-то раз посеяно, такой-то урожай, столько-то детей…

Получается, что письмо — это некая нейротренировка для развития мозга. Когда мы пишем, то мозг тренируем. И здесь весьма явное преимущество в сравнении с печатанием. Потому что при печатанье на телефоне, на клавиатуре мозг задействован не очень. Поэтому письмо рукой в нашей стане и в системе образования детей  — это один из способов тренировки мозга.

Более того, я знаю несколько людей уже преклонного пожилого возраста, с которыми мы работали с письмом. Когда мы начинали с ними писать, им предварительно выставляли диагноз альцгеймер. Они писали, тренировались каждый, дополнительно делая упражнения гимнастики мозга. И у этих людей этот их диагноз откладывался. То есть врач так и говорил на следующем приеме, что пока пишет неподтвержденный диагноз. Вот возможно, он у вас проявится, но пока неподтвержденный. Вот такое интересное наблюдение из практики.

Связь движения руки и движения глаз

Еще один важный момент, который важно понимать, это про связь мозга и зрения, про связь письма и нашего зрения. 

Все мы, взрослые люди, хотим работать продуктивно и эффективно.  Спокойно, без нервотрепки,  даже если задача сложная. Вот я, например, люблю такую работу, когда много задач, но при этом я работаю собранно и целеустремленно.

А ещё мы хотим, чтобы наши дети были успешными и тоже бы умели быть не просто внимательными (потому что это задача 1, 2, 3 классов), а еще и собранными, а еще и уметь включаться быстро, эффективно, собираться – а это уже задача среднего звена и старших классов. То есть, процессы внимания запускаются до школы и в начальном звене.  

А кто хочет, чтобы дети умели так же быстро собираться и эффективно выполнять работу? То есть, быть работоспособными? Эта наша родительская задача. Потому что именно мы, родители, закладываем навыки, с которыми дети пойдут дальше по жизни.

Мы с вами должны понимать, что такие вещи как письмо закладывают именно такую вещь как работоспособность и эффективная работоспособность. Как это происходит?

Первое, что мы делаем, мы включаем нашу двигательную активность, начинаем писать рукой. Это может быть карандаш, это может быть фломастер, мелок – все, что угодно. Смысл в том, что начинает работать двигательный центр мозга.

Дальше обязательно у нас включается наше зрение, причем это идет параллельно. Это идет вот настолько рядышком, что это должны невозможно сказать, что это последовательность.

Итак, параллельно включается наш зрительный центр в нашем головном мозге и, соответственно, мы начинаем смотреть внимательно, что-то писать. А ещё включается и речевой центр, потому что нам необходимо образы передать. Значит, нам их нужно проговорить.

Например, слово «линейка» мне нужно представить и проговорить, как оно пишется. Что не «лЕнейка» а линейка, потому что проверочное слово «линия».

То есть, как минимум, работают несколько центров головного мозга. И вот эта работа нескольких центров головного мозга включает такую функцию нашего мозга как синхронность. Именно эта синхронность, именно эта одномоментная работа, эти сопряженные, одновременные действия вырабатывают навык работать хорошо, собранно и эффективно.

Поэтому письмо для меня как нейрофизиолога — это один из классических доступных, лёгких способов выработать навык работать собранно и эффективно. Потому что мы все умеем писать: печатными буквами, не печатными буквами, письменными, какими-то красивыми витиеватыми…  

Это один из способов. Да, есть еще другие, но это один способ и очень важный способ, и способ доступный. Второй момент мы с вами разобрали.

Письмо как акт творчества

Третий момент, который тоже очень важен. Я наблюдаю это уже несколько лет.

У нас в городе есть школа, которая вошла в топ лучших школ страны. Это школа для одаренных детей, я там работаю уже несколько лет с ребятами. Я наблюдаю за процессами способностей и талантов, как они проявляются, развиваются… И вот третий момент, которым я тоже хочу поделиться, недостаточно заметный, но очень важный. Он состоит в следующем:  процесс письма для нашего мозга запускает творчество. Потому что каждое слово, каждое новое слово, которое мы пишем, никогда не похоже на предыдущие.

Посмотрите на свой почерк – и вам станет понятно, о чем я говорю. Письмо — это тоже тренировка в том, чтобы выражать самого себя. Если у кого-то из вас есть дети подростки, вы это видите. Например, я разговаривала с девочкой десятиклассницей. Она говорит:

— Я сначала так писала, потом так писала, — и она мне показывает, — а потом решила вообще печатными буквами писать. И сейчас все лекции и конспекты пишу печатными буквами.

Поэтому письмо рукой — это всегда про то, что это моё собственное творчество. И в мозгу закрепляется такая маленькая связь. Но это очень важный кирпичик, потому что нам важны все «кирпичи», хоть каменные глыбы, хоть маленький-маленький щебень.

Но вот этот маленький «кирпичик» помогает понять, что, проявляя себя в этом процессе, я могу проявиться в чем-то большим. Процесс создания любого письменного текста – уже творчество. Особенно, если это письмо не просто механическое, а такое как сочинение, эссе.  То есть, я могу проявить не просто свою индивидуальность,  а еще что-то создать, сделать что-то новое. Открыть что-то новое не просто для себя, но и для других, потому что им тоже придут интересные мысли…  

Если мы с вами подведём небольшой итог нашей сегодняшней беседы, получается, что:

  • Письмо – это естественный процесс, естественный способ передачи образов и тренировки мозга. Когда я пишу, я создаю образы, и эти образы я переношу на бумагу. Этим самым тренируется мой мозг.
  • При процессе письма запускается несколько отделов головного мозга. И это вырабатывает и у детей, и взрослых умение эффективно и продуктивно работать. То есть, такая вещь как работоспособность вырабатывается еще при хорошем письме. Конечно, важно писать грамотно но иногда даже просто механическое написание или рисование включает вот эту синхронность в работе мозга.
  • Процесс письма по своей сути является одним из важных элементов в развитии способностей и раскрытии талантов у детей и взрослых. Процесс письма — это процесс на самом деле физиологичный.  То есть, он нам дан для получения какого-то удовольствия и пользы.

То есть, когда я пишу, я выражаю себя и делаю это всегда с удовольствием, потому что выражение себя всегда связано воспринимается как что-то хорошее. Ну и плюс еще польза,  потому что мозг на самом деле тренируются.

В процессе письма запускается много моментов, и не только тех, про которые я рассказала.

И если у вас или у ваших детей есть какие-то трудности с письмом, например, дисграфия, то с этими вещами просто нужно разбираться и эту причина устранять. Потому что письмо – это про интерес, про эффективность, про то, что я выражаю себя, и делаю это с удовольствием.  

Если у вас вдруг будут какие-то вопросы по детским рисункам и соответствии развития (а по рисунку можно определить,  насколько развитие ребенка, подростка соответствует возрасту), если есть какие-то трудности, то все эти вещи можно посмотреть, можно с ними разобраться.  И на самом деле помогать и детям, и, возможно, себе. Потому что себя поддерживать тоже очень важно.

Очень большую часть нашей занимает обучение: сначала школа, потом колледж или институт, а потом мы все равно еще в течение жизни продолжаем чему-то учиться. И важно поэтому овладеть письмом, как способом получения удовольствия, познания самого себя и раскрытия самого себя.  

Как нейропсихолог я точно понимаю, вижу, наблюдаю, что когда дети владеют процессом письма: быстрого письма, сокращенного письма, информативного письма, механического письма и так далее, — то они учатся легче, и процесс обработки информации и усвоения этой информации происходит у них легче.

Поэтому, если есть какие-то трудности, пожалуйста, приходите, будем разбираться.

Если у вас появились или появятся потом какие-то вопросы,  то я прошу вас писать мне в директ, личными сообщениями (телефон есть в контактах) или сообщениями в Вконтакте.

Пишите, обращайтесь, и мы дальше по этой теме разберем личные вопросы и личные аспекты.

Зачем уметь писать. Мнение нейропсихологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif  https://nashy-dety.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
больше...
 
Пролистать наверх