Так получилось, что по наследству от папы, помимо голубых глаз, любви к точным наукам и громкого голоса, мне досталась очень чувствительная и ранимая натура. Последствия этого пришлось долго прорабатывать, это отдельная история.
У меня двое детей. Дочка очень рассудительная, как говорят воспитатели, с железобетонной психикой, быстро адаптируется, не воспринимает все на свой счет, умеет мягко и ласково добиваться своего. Сын очень любознательный, активный, общительной, нежный, но получил в наследство ранимость, чувствительность и еще много чего. Я понимаю это и стараюсь помочь ему научиться справляться со своими особенностями, снижая накал эмоций и его импульсивность, помогаю разбираться в своих чувствах и управлять ими. Это у меня задача максимум, помимо его образования.
Вчера был еще один эпизод, который заставил меня вспомнить про стили воспитания и их последствия.
Возвращались с Андрюшей вечером с занятий, нам на встречу шла семья — мужчина, женщина и ребенок. Женщина громко и грязно ругалась на мужа и даже 1 раз ударила его, мужчина молчал и шел, опустив голову. Их ребенок тоже молчал и тоже шел с опущенной головой. Все это происходило на наших глазах. Моего сына это очень зацепило. Он сначала спросил, грубо ли женщина разговаривает, почему она ударила мужчину, а потом он сам стал ругаться — кричал, что ему хочется плакать от этого, что очень жалко дядю, что он задаст этой женщине, что она так грубо разговаривает. Мы немного обсудили эту ситуацию и забыли про нее.
Это все напомнило мне о том, что дети воспринимают все, что происходит вокруг как норму. Если его окружает доброжелательные люди — родители, родственники, воспитатели, няни, то эту доброжелательность он и будет считать нормой, а агрессивность — ее нарушением, отклонением. Если ему не повезло, и все наоборот, дома крики, скандалы и ссоры, то, даже когда он вырастет, отголоски воспитания в стиле преследования будут, как призраки, следовать за ним либо в низкой самооценке и «жене со скалкой», либо в бунтарском «я сильный! я им докажу!» и подавлении близких.
Такая вот история.