Ребенок и сказка… Часто в нашем мироощущении это вещи взаимосвязанные: малыши обожают слушать сказки, а сказки авторами сочиняются для малышей. Еще только ожидая своего малыша, мама уже заглядывается на увесистые томики детских сказок на прилавках магазинов или на полках домашней библиотеки своих родителей. И часто возникает вполне закономерный вопрос: а когда же начинать знакомить малыша с литературой?
Сторонники раннего развития детей предполагают, что основной вклад в малыша родители могут сделать лет до трех, а, следовательно, чем раньше начать читать ребенку сказки, тем лучше. Идеально беременной маме уже важно читать вслух любимые произведения, которые вызывают у нее приятные ощущения и интерес. Малыш слышит мамин голос, чувствует мамино удовольствие от чтения любимой книги и сам проникается приятными эмоциями.
Другие считают, что малышу до года просто неинтересны и непонятны книги. Картинки можно смотреть, мамины рассказы слушать между своими младенческими делами, но понять и, тем более, запомнить сказанное малыш не в состоянии. Идеально начинать чтение сказок с возраста, когда ребенок будет в состоянии усидеть рядом с мамой столько, сколько длится сказка, то есть годам к двум.
Есть и приверженцы золотой середины, которые не будут без оглядки на самочувствие и настроение свое и ребенка начитывать грудничку минимум по странице в день. Не будут они и насильно усаживать карапуза рядом с собой, чтобы прочитать пару стихов А. Барто. И, конечно же, не будут ставить на своем малыше ярлычок «шило в попе», «не любит книг» и т.д. Но такие родители позволят ребенку развиваться в своем ритме, ненавязчиво сопровождая его жизнь прекрасным литературным слогом. Сначала это потешки, чуть позже стихи в тему занятий малыша, а потом и сказки по возрасту как чудесный ритуал отхода ко сну. Когда родительский интерес к книгам искренний, ребенок это быстро «считывает» и сам тянет ручки к сказкам.
Согласно психологическим исследованиям, если ребенок растет в читающей семье, с ним постоянно разговаривают и читают ему хорошие детские книги, которые он всегда может самостоятельно взять и полистать, то пассивный словарный запас ребенка намного шире, чем у сверстников из малочитающих семей, и этот запас очень быстро переходит в активный, обогащая речь и развитие ребенка.
Читать малышу, безусловно, надо! И очень важно, чтобы это чтение было с удовольствием, на эмоциональном подъеме. Новорожденный не усвоит смысла прочитанного, но поймет мамин настрой, привыкнет к шелесту страниц, завораживающей атмосфере книжных сюжетов и прекрасному слогу своего родного языка. Когда же малыш будет способен осознать услышанное и запомнить, нужно более тщательно подходить к выбору детских книг, пробуя разное и ориентируясь на предпочтения малыша.
Желаем Вам доброго совместного чтения с Вашими детьми!